Лара Коровкина
Консультация «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в работе педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создавать каждому ребёнку условия, в которых личность могла бы реализовать себя максимально, опираясь на имеющийся природный потенциал, и подготовиться к непрерывному развитию своих способностей.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в дошкольном учреждении является художественная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации.
В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, а обучению технике рисования уделяется мало внимания.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения. Нетрадиционные техники рисования – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Использование нетрадиционных техник рисования позволяет избавиться от «шаблонности» и автоматизма в изобразительной деятельности ребенка, сохранить его интерес к данной деятельности, развить творческий потенциал, снять страх неправильного выполнения задания, избавиться от ощущения собственной беспомощности и несостоятельности, которое нередко возникает у детей при формализованном проведении занятия и работе по заданному образцу, также в наиболее доступных для детей жанрах (портрет, натюрморт, пейзаж, анимализм) формирует устойчивые навыки изображения выразительных образов и способствует: развитию активного, продуктивного (творческого) воображения, обогащению эмоционального мира ребенка, накоплению опыта в продуктивной деятельности и развитию творческой активности.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Существует много различных техник нетрадиционного рисования, их необычность состоим в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результат в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.
Также стоит отметить, что обучение рисованию нетрадиционных техник необходимо проводить в следующих направлениях:
• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
• от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим;
• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения.
Казакова Р. Г., Давыдова Г. Н., Никитина А. В. предлагали следующие виды нетрадиционных техник рисования :
1. Печать листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный, цветной отпечаток растения. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
2. Рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками – подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное свойство. Ребёнок опускает в гуашь палец и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
3. Рисование методом тычка. Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей. Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку, опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз. Будет оставаться чёткий, определённой формы отпечаток. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной, неоднородной фактуры. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
4. Смешивание цветов. Смешивание красок – это удивительное превращение одних цветов в другие. При смешивании трёх основных цветов (красного, синего, жёлтого) можно получить новые, а при добавлении в краски белой и чёрной – разные оттенки исходного цвета. Краски смешивают на палитре или на белой керамической плитке, тарелочке. Кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем вводят тёмный цвет и тщательно перемешивают краски между собой, и, только добившись нужного оттенка можно начинать рисовать на бумаге.
5. Кляксография. Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половины рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.
6. Раздувание краски (кляксография с трубочкой, воздушные «кляксоделки»). Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают, а берут трубочку (для коктейлей или полую часть от шариковой ручки, её нижний конец направляют в центр кляксы так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги, затем дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе лёгких.
7. Монотипия. Данная техника используется для зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т. д.). Техника, схожая по исполнению с кляксографией : лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается пополам по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоёма.
8. Фотокопия – рисование свечой (свеча + акварель). Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотоплёнки.
9. Проступающий рисунок (восковые мелки + акварель). Эта смешанная техника сочетает рисование разными материалами с целью ознакомления со свойствами и выразительными особенностями изобразительного материала. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками, затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
10. Техника выполнения витражей – клеевые картинки. Клеем ПВА (из флакона с дозировочным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом, даётся время для просыхания клеевой основы рисунка-витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
Для большей выразительности линии, имитирующие металл, можно покрыть чёрной гуашью, аккуратно работая кисточкой.
Секрет: прорисовать линии можно клеем, уже окрашенным в чёрный цвет. Для этого нужно в клей ПВА добавить чёрную гуашь.
11. Каракулеграфия. Если на листе бумаги изобразить какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета, то можно увидеть в них какие-то объекты, постараться их дорисовать, дополнить необходимыми элементами, доведя до восприятия целостности объекта. По сложности задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определённого уровня развития воображения, опыта, наблюдений.
12. Шаблонография. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Дети с раннего возраста учатся узнавать форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребёнка становится шире и он начинает понимать, что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников.
Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов – геометрических фигур – с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
13. Ожившие предметы. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребёнку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувственном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умении выражать своё отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики.
14. Набрызг. Краску нужно растворит в воде, а затем с помощью зубной щётки и расчёски (карандаша, палочки) нанести её на бумагу путём набрызга. Зубную щётку опускаем в краску, затем располагаем её вертикально над бумагой и расчёской (карандашом, палочкой, как смычком, снизу вверх проводим по её щетине. На поверхность бумаги попадает град брызг. Если каждый раз менять цвет краски, то фон будет состоять из разных капелек.
15. Расчёсывание краски. Это приём рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придаёт объём рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
16. Рисование поролоном, пенопластом, смятой бумагой, печатками из ластика, пробкой, печатками из картофеля (оттиск). Хорош для рисования кусочек поролоновой губки, пенопласта или смятой бумаги и т. д. Им можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т. д.).
17. Рисование штрихом. Этот приём рисования называется «ЧИРКАТЬ» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называемый штрих. Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, короткая или длинная, тонкая или толстая и т. д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.
18. Рисование музыки. Если представить, что звукам соответствуют определённые цвета, а сочетаниям звуков – определённые пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат воспринимать и ощущать искусство изнутри.
19. Рисование нитками. Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из флакона с дозировочным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Вместо клея можно использовать двусторонний скотч, который взрослый наклеивает по нарисованному контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую основу.
20. Рисование солью. Нарисованный краской рисунок посыпается солью. Соль пропитывается краской и, высохнув, создаёт эффект зернистой структуры, которая передаёт объёмность изображению. Когда рисунок высохнет, нужно стряхнуть всё лишнее. На таком фоне эффектно будет смотреться морской пейзаж или изображение пространства.
21. Граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом бумаги, картона, закрашенного тушью.
Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённым предметом рисунок процарапывается до слоя краски.
22. Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.
23. Тычок жёсткой полусухой кистью. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
24. Рисование ладошкой. Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
25. Обрывание бумаги. Ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным.
26. Скатывание бумаги. Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она на станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
27. «Знакомая форма – новый образ». Ребёнок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребёнок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребёнок прижимается к нему, другой его обводит.
28. Кляксография с ниточкой. Ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживает рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
29. Тиснение. Ребёнок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рельефной поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами.
30. Акварельные мелки. Ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки. Затем рисует на смоченной бумаге мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.
Но также сейчас стали набирать популярность и другие виды нетрадиционных техник рисования, которые предлагает Н. В. Микляева:
1. Эффект от разогревания мелков с помощью фена. Для детей постарше интересно наблюдать за следами, которые оставляют мелки на листе, смоченном раствором крахмала, или за разогреванием мелков с помощью фена. Разогрев выполняет взрослый. Затем воспитанникам предлагается дорисовать рисунки.
2. Изображение с помощью воздушных фломастеров. Необычные фломастеры: фломастеры с двумя или тремя разноцветными стержнями (по аналогии с карандашами); ароматизированные маркеры (цветной след и запах); «воздушные» фломастеры (blopens) – заполняют мелкими брызгами трафарет или весь лист, если подуть в них.
Кроме инструментов для рисования педагогами и родителями активно используются необычные краски. Известны такие, как:
• «пенистые» краски, которые получаются, если смешать полстакана геля для душа, полстакана крахмала с пищевыми красителями. Ими можно рисовать в ванной или на гладкой поверхности, они легко смываются;
• «соленые» краски требуют приготовления крепкого солевого раствора и добавления туда окрашивающего вещества. Рисуют с помощью пипетки или капая ими с чайной ложки на ледяные фигуры, которые размещаются на подносе. При этом соль будет плавить и «пробуривать» ходы внутри льда, а краска окрасит фигурку изнутри причудливыми узорами;
• у детей вызывает интерес рисование цветным льдом на больших листах бумаги или обоях. Им нравится наблюдать, как расплываются радужные узоры вокруг льда и краски смешиваются;
• «пухлые» краски: к одной столовой ложке муки и одной столовой ложке соли добавить три столовые ложки воды и краску. Рисовать ими можно на картоне или на плотной бумаге толстой кисточкой (для каждого цвета используем отдельную кисть) или ватными палочками. Когда рисунок готов, его немного (3–4 минуты) подсушивают в микроволновой печи. Краски приподнимаются, изменяются в объеме, становятся твердыми. Само изображение превращается в объемное;
• структурные краски: полпузырька канцелярского клея, столько же крахмала, старые тени для век или румяна. Все размешивают, ставят на несколько минут в микроволновую печь, а потом используют для создания рельефных изображений.
• более «жесткие» акриловые краски продаются в художественном магазине. По сути, это рисование пластиком. Во время рисования они напоминают акварель, потом затвердевают и становятся водостойкими. Детям нравится раскрашивать ими камешки.
3. Рисование мелками на наждачной бумаге, на камнях и ракушках, по стеклу. Предполагается, что сначала на бумаге создается изображение карандашом, затем на нее накладывается стекло. Уже по стеклу сверху изображение обводится и раскрашивается специально изготовленными красками ( клей ПВА и гуашь в пропорции 1:2).
4. Рисование ластиком по штриховке, выполненной простым карандашом (с детьми 5–6 лет). Дошкольники сначала должны горизонтально заштриховать лист бумаги, затем с помощью ластика «прорисовать» само изображение.
5. Изображение на полиэтиленовой или пищевой пленке. Пленка накладывается на влажный рисунок, на который густыми мазками наносится гуашь или акварельные краски в виде ярких пятен. После этого ее не нужно натягивать или разглаживать. Напротив, чтобы получить более рельефную поверхность, нужно создать специальные складочки, сдвигая пленку. Поверх нее рисовать пальчиками или ватными палочками, смешивать краски, распределяя их по всей поверхности листа. Через несколько часов, когда краска подсохнет, можно снять пленку (на листе останутся тонкие черточки и пузырьки, которые паутиной покрывают все) и дорисовать рисунок.
6. Рисование на пене для бритья. Техника создания «мраморной бумаги» – еще один вариант нетрадиционной техники. На плотный картон наносится пена, которую разглаживают линейкой (толщина пенного слоя может быть от 2–3 мм до 1 см). Затем сверху жидкими красками (разведенная гуашь) наносится рисунок: для этого можно сначала сделать несколько капель пипеткой, а затем размазать краску по пене кистью. Сверху накладывается лист акварельной бумаги, который слегка прижимается к изображению, затем убирается. Это первый зеркальный оттиск, его оставляют подсохнуть. Второй оттиск получается весьма экзотически: той же линейкой вся пена равномерно снимается с картона. На нем остается размытое изображение. Глядя на него, создается впечатление, что это морской пейзаж или улица под дождем. Изображение можно дополнить, дорисовав с помощью фломастеров.
7. Рисование на молоке. Молоко достаточно высокой жирности наливается в плоское блюдце или поднос. Заранее готовится набор жидких пищевых красителей или немного разведенной акриловой краски – их необходимо набирать в пипетку, чтобы капать на невидимую жировую пленку на молоке.
8. Штампирование. В качестве штампов используются пластиковые штампики, ватные диски, деревянные фигурки, детали конструктора, заготовки из сырых овощей (морковь, половинки яблок и груш, картофель, пекинская капуста и др., тампоны или кусочки поролона, свежие листья растений (прямо на их поверхность наносится краска с помощью кисточки); бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, пробки, коробки и т. д.). Этапы обучения работе со штампами : ознакомительное занятие
8. Накат. Для него нужны валик и емкость с краской. Валик необходимо обмакнуть в краску, дать немного стечь излишкам, затем прокатить им по листу бумаги или ватману так, чтобы остался след. Если при этом обмакивать сразу в несколько красок, то след будет разноцветным. При изменении направления можно создавать интересные линии и формы.
Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т. к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.