МААМ-картинки

Консультация «Механизмы психологической защиты у детей»

Анна Кобзева
Консультация «Механизмы психологической защиты у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

«Механизмы психологической защиты у детей. консультация

Подготовил педагог – психолог Кобзева А. М.

с. Левокумское 2019г. – 2020г.

Механизмы психологической защиты у детей.

Публикация «Консультация „Механизмы психологической защиты у детей“» размещена в разделах

Часто на вопрос родителей: "Почему ты это сделал?" ребенок отвечает: "Не знаю!", что приводит взрослых в замешательство. "Как это ты не знаешь? А кто должен знать?" И разгневанный родитель приходит к заключению: "Нет, ты знаешь, почему ты это сделал. Ты просто не хочешь мне говорить!" Нельзя трактовать поведение ребенка однозначно. Психика человека сложна, и она не всегда подчиняется закону прямой причинно-следственной связи.

Если же взрослые начинают бранить ребенка или прибегать к наказанию, то возникает конфликт между внутренними, инстинктивными влечениями, желаниями ребенка и требованиями родителей или педагогов, которым он должен подчиняться. Одни дети в такой ситуации отвечают реакцией гнева, нетерпения, ярости, у других ограничения не вызывают видимого недовольства.

Защитный механизм - это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности. Причем опасность может быть как внешней (например, угроза, исходящая от какого-то животного, так и внутренней, моральной (осознание ребенком собственных чувств, которые осуждаются взрослыми, например ревность к брату или сестре, желание стать маленьким, желание причинить вред родителям).

Рассмотрим наиболее распространенные защитные механизмы, используемые детьми.

Отказ - уход (физически или мысленно) от сложной ситуации. Ребенок использует этот механизм психологической защиты, если его базовые потребности не удовлетворяются взрослыми. У маленьких детей это бывает при разлуке с матерью, при невнимательном отношении родителей, при физических наказаниях и т. п. В таком случае ребенок может прекратить разговаривать, отказывается от еды, перестает играть. Однако такая защита может использоваться детьми выборочно, т. е. по отношению к тем людям, которые вызывают у них страх, тревогу. Например, ребенок не разговаривает только в определенном месте (в детском саду) либо с определенными людьми (мачехой, отчимом, врачом). Отказ является основой формирования более глобальной психологической защиты - отрицания.

Отрицание - это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-либо события имеют место.

Например, в случае гибели любимой собаки ребенок делает вид, будто она все еще живет в доме. Малыш каждое утро наливает молоко в миску собаки и ставит на ее подстилку.

Механизм отрицания является нормальным источником психического развития ребенка только в том случае, если при этом не нарушается реальность.

Вытеснение - крайняя форма отрицания. Механизм этой наиболее опасной психологической защиты может сформироваться уже к трехлетнему возрасту, но проявляется сначала в форме подавления.

Вытеснение может представлять собой и бессознательный акт стирания пугающего события или обстоятельства в той области памяти, к которой у человека есть сознательный доступ.

К этому виду защиты прибегают в тех случаях, если что-то нельзя игнорировать либо забыть. Типичным для детей является вытеснение страха смерти. Кроме того, вытесненными могут быть не только конкретные события или лица, но и чувства.

Идентификация - процесс присвоения ценностей, установок и взглядов, манеры поведения других людей. В раннем возрасте ребенок использует незрелую форму идентификации - имитацию. Он автоматически копирует улыбку, мимику, жесты, речь значимых для него взрослых. В дальнейшем дети принимают установки своих родителей и стараются быть во всем похожими на них - такими же привлекательными, сильными, признанными.

Механизм идентификации не всегда правильно понимается взрослыми. Например, ребенок, которого ругают, может бессознательно копировать гневное лицо педагога или родителя, их жесты и мимику. При этом он не осознает, что автоматически копирует их агрессию. Взрослые же воспринимают это как гримасничанье и наказывают ребенка, закрепляя тем самым его поведение.

Проекция - ребенок бессознательно приписывает свои собственные непозволительные мысли или поступки кому-то другому и тем самым искажает действительность. Чем же отличается механизм психологической защиты от лжи? Ведь ребенок сказал неправду. Нужно ли его наказывать? На ранних стадиях развития маленького ребенка грань между реальностью и фантазией весьма условна: ребенок стремится к отрицанию неприятных впечатлений, используя примитивную защиту. "Эго" и его функции еще столь слабы, что в этом случае можно говорить о "невинной лжи".

Публикации по теме:

Консультация «Международный день защиты детей» Только бы ЛЕТО не уходило… Только бы ЛЕТО не изчезало… Только бы ЛЕТО было и было- Сколько бы ни было… Все его мало… Многие помнят то.

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Приёмы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников» ЦЕЛЬ: - мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию по духовно-нравственному воспитанию; - освоение практических способов.

Консультация «Я-концепция личности: сущность, структура, принципы и механизмы» УДК 159.923.2 М. Г. Архипова студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация Как научное.

Консультация для педагогов «Техники по созданию условий охраны и укрепления психологической безопасности в ДОУ» МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Консультация для педагогов «ТЕХНИКИ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Консультация для родителей на летний оздоровительный период для первой младшей группы «1 июня — День защиты детей!» Каждый год в первый день лета отмечается большой праздник – Международный день защиты детей. Этот праздник – радостный и печальный одновременно.

Механизмы и процессы памяти Основные механизмы и процессы памяти. Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия, психология,.

Конспект урока по обобщению темы «Простые механизмы» в 7–9 классах В 7-9 классах изучение темы «Простые механизмы» целесообразно проводить по методу проекта с использованием ИКТ, а закончить изучение темыобобщающим.

Рекомендации для родителей по психологической подготовке детей к школеРекомендации для родителей по психологической подготовке детей к школе Поход в школу – значимое событие в жизни каждого ребенка. И для того, чтобы ему было легче привыкнуть к новым обстоятельствам, каждый родитель.

Уголок релаксации и психологической разгрузки для детейУголок релаксации и психологической разгрузки для детей Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Механизмы психологической защиты у детей»
Опубликовано: 20 сентября 2019 в 20:18
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Механизмы психологической защиты у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кобзева (УИ 684181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД