Адамова Патимат
Консультация для родителей «Игры с подручными материалами»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие ребенка - самостоятельный вид детской активности, направленный на развитие познавательных интересов, на формирование познавательных действий и первичных представлений о себе и окружающем мире.
Проблему познавательного развития и важности дошкольного детства как сензитивного периода в жизни ребенка, в котором созданы наиболее благоприятные условия для формирования познавательной активности, обобщили в своих работах исследователи: Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Л. А. Венгера и др.
Ранний возраст от 1 года до 3 лет считается периодом значительных перемен в развитии ребенка, активного познания окружающего мира и интенсивного развития системы восприятия.
Специалистам по детской психологии известно, что до 4 лет познавательное развитие происходит максимально продуктивно. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, цвет, проводит простые причинно-следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов, расположение в пространстве.
Познавательное развитие проявляется во всем многообразии деятельности. Большинство педагогов едины во мнении о том, что познавательному развитию ребенка помогут игрушки, сделанные своими руками, игры с подручными материалами.
Играя с ребенком, необходимо помнить, что ИГРА должна соответствовать потребностям малышей и особенностям их психики: эмоциональности, непосредственности, открытости, целостному восприятию действительности.
Цель игры с подручными материалами имеет всегда два аспекта: воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения с окружающими, которые мы закладываем и познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.
Предлагаем несколько вариантов игр с подручными материалами.
«Собирание сокровищ»
Предложите ребенку на прогулке собрать в ведерко все, что можно найти на улице: листочки, камушки, прутики, веточки. Дома высыпьте содержимое ведерка в подходящую емкость (например, большую коробку) и попросите ребенка выкладывать все по очереди обратно в ведерко, а сами называйте каждый предмет. Когда ребенок заучит их названия, попросите его дать Вам какой-то определенный предмет.
«Нанизывание»
Нанизывать можно все, у чего есть отверстия: бусинки, пуговицы, сушки, макароны, гайки и т. д. Можно делать бусы из кусочков картона различной формы, листьев деревьев, сухих или свежих ягод рябины. Все движения ребёнка на ощупывание, схватывание предметов связаны с постоянными движениями пальчиков, такие действия способствуют развитию мелкой моторики и речи ребёнка (происходит воздействие на зоны мозга, отвечающие за речь, формированию всестороннего представления об окружающем мире.
«Волшебный мешочек»
Хотите, чтобы ребенок надолго заинтересовался игрой, предложите «Волшебный мешочек», в который сложно заглянуть, и поместите в него несколько предметов (пуговицу, замочек, ложку, колокольчик, грецкий орех и др.). Наполнение «волшебного мешочка» может быть разнообразным. Предметы в мешочек могут быть собраны как по темам: природные материалы, посуда, инструменты (отвёртка, болт, гайка, овощи и фрукты (муляжи, так и возможен вариант использования предметов с разной текстурой. Для поддержания интереса малыша меняйте содержимое мешочка раз в неделю, начиная с 3—4 предметов и постепенно увеличивая количество до 10 - 12.
Игры с подручными материалами стимулируют развитие зрительного, тактильного, слухового, обонятельного анализаторов; способствуют развитию мелкой моторики, глазомера, тактильного восприятия, цветоощущения, чувства формы, также содействуют снятию эмоционального, психологического напряжения, развитию мышления и др. Что очень важно - все, что нужно для игры, находится прямо здесь - у Вас «под руками», где бы Вы ни находились - на прогулке или дома, в магазине или автомобиле.
Разноцветные шнурки, пробки от пластиковых бутылок, пуговицы, крышки, макароны, контейнеры от яиц и прочее - замечательный материал для игр. Чем больше дети будут исследовать, тем богаче будет их познавательный опыт, тем легче и проще им будет учиться.