МААМ-картинки

Консультация «Культурно-гигиенические навыки, их значения и место в психологическом развитии»

Анастасия Кудинова
Консультация «Культурно-гигиенические навыки, их значения и место в психологическом развитии»
▼ Скачать + Заказать документы

«Культурно-гигиенические навыки, их значения и место в психологическом развитии

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. как много усилий требуется от малыша, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. Это очень не просто. Так трудно намылить руки – мыло очень скользкое, застегнуть пуговицу – она никак не падает в петлю. А взрослые предъявляют много требований.

Публикация «Консультация „Культурно-гигиенические навыки, их значения и место в психологическом развитии“» размещена в разделах

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток. Он предусматривает рациональное чередование сна, бодрствования, а также рационализацию всех видов деятельности малыша. Он упорядочивает ритм жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другой, что создаёт благоприятные условия для физического и психического развития малыша, предохраняет от переутомления, способствует нормальной психической деятельности. Постепенно ребенок начинает хорошо представлять, что и когда он будет делать: утром вставать, днем обедать, гулять, играть, рисовать, вечером ложиться в кровать, ночью спать.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков : мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации. За ними стоят нормы морали, правила поведения, хотя человек не всегда их осознаёт.

Из каких действий состоят культурно-гигиенические навыки? Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить – чашкой, чистить зубы – зубной щеткой. А это орудийные или соотносящие действия, т. е. формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психологического развития – становление предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен. Вот здесь создаются благоприятные условия для освоения малышом действий с предметами, необходимыми для совершения культурно-гигиенических навыков. Тут и надо показать для чего служат мыло, полотенце, одеяло, ложка и салфетка, объяснить ему правила культуры поведения.

По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

Что же мы видим в игре детей трехлеток? Она имеет отобразительный

характер, бытовой сюжет. Малыш повторяет несколько знакомых усвоенных

бытовых действий: покормил куклу, положил её на кровать, погулял с ней, а потом опять покормил, уложил спать и т. д. То есть ребенок отражает в играх не взаимоотношения взрослых, а их действия, и прежде всего бытовые, потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-шесть лет ребенок может заменить действия словами, например: «уже поел», то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым, третьим блюдом.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труд по самообслуживанию. Малыш научился одеваться – что сначала, что потом: научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать, приема пищи, подъема и др.

Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Развитие этого вида труда состоит в том, что складываются системы действий, усложняется их содержание. На его основе в трехлетнем возрасте эпизодически начинает появляться элементарная хозяйственно-бытовая деятельность: малыш залил пол водой, когда мыл руки, и вытер его; после еды поставил свою тарелку в раковину и вымыл.

Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношение ребенка с взрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять что он уважает его, его требования, принимает и поддерживает их, то сверстника он пытается научить.

Также освоение культурно-гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища! Буду помогать взрослым! Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля.

Формирование культурно-гигиенических навыков создает условия для организации ознакомления с окружающим миром, реализации познавательной потребности. Ребенок действует с предметами или орудиями (ложкой, мылом, полотенцем и т. д., усваивает их функции, он узнаё т и качества: цвет, вязкость, температуру, вкусовые и тактильные признаки. Причем это происходит в процессе активных действий малыша с этими предметами. Они одновременно воздействуют на многие органы чувств: суп горячий, ароматный, вкусный, прозрачный.

Ребенок открывает для себя отличительные признаки предметов и веществ, включенных в бытовые процессы, и это вызывает у него яркие положительные эмоции.

В процессе освоения культурно-гигиенических навыков у детей развиваются познавательные чувства: удивление, радость, удовольствие от познания нового.

Очень важно при знакомстве с качествами предметов называть их словами. Это делает качество предметов осознанным, закрепляет его в памяти ребенка и к тому же расширяет словарный запас.

При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно-следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький; почему вода смывает пену и грязь с рук; как с помощью вилки можно разделить котлету пополам; куда пропадает сахар в чае; почему на скатерти осталось жирное пятно после пролитого супа; почему нельзя есть сырую картошку, а в супе – она вкусная.

Многое с чем действует ребенок в быту изменчиво: когда суп остывает, он покрывается пленкой, если его разогреть, то пленка исчезнет; если долго пользоваться полотенцем, оно запачкается, а если постирать, то оно снова станет чистым; от горячей воды идет пар. Малыш постепенно постигает элементарную диалектику: переход веществ из одного состояния в другое, взаимосвязь предметов, веществ, процессов.

Главная роль в этом принадлежит взрослому, который направляет, поддерживает интерес ребенка, обращает его внимание на то, что не лежит на поверхности, а скрыто в предмете.

В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как осознание своего «Я». Это выражается в частности в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам!». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действия, именно он достиг результата. И поэтому переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показать другим свое «Я».

Но что малыш умеет делать? Где ему показать себя? Тут на помощь приходя культурно-гигиенические навыки, бытовые процессы: я сам умею умываться, одеваться, обуваться причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но САМ! И если ребенок владеет навыками самообслуживания, то ему есть, где продемонстрировать свою самостоятельность. Хотя пока он освоил только самые простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым.

Нужно помнить, что ребенку трудно правильно всё выполнить.

Освоение культурно-гигиенических навыков ещё далеко не закончено. Не все предметы действия сформированы. И то, что кажется взрослым простым

и обыкновенным, в раннем детстве ново и сложно. Поэтому надо быть очень внимательным, не обидеть малыша, поддержать всякое его стремление к самостоятельности, проявление активности. Похвала, умелое поощрение создают одно из необходимых условий формирования навыка – положительными эмоциями, то она выполняется увереннее и быстрее осваивается. Радуясь своим успехами, ребенок стремится их повторить. При этом необходимо оценить не малыша, а его действия, подчеркивать, что он правильно выполнил. А если сделал неправильно, то показать, как надо исправить ошибку.

Культурно-гигиенические навыки формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нём изменения. Это вызывает удивление, восторг, радость. Ведь это тоже для него открытие!

Выполнение культурно-гигиенических навыков создаёт условие для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, анализировать насколько она изменилась, когда причесалась, заплела косы, завязали ей бантик. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребенка на изменение в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне (как надо выглядеть, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка.

Таким образом, ребенок переходит постепенно к контролю над своим внешним видом. Как и для формирования своего навыка, так и для его контроля важен развернутый показ последовательности действий и их словесное обозначение. Тогда у ребенка складывается сенсорный образ действий и составляющих его операций, например последовательность умывания рук. В дальнейшем выполнение действия проверяется этим образом. Первоначально формируется контроль пооперационный, т. е. с имеющимся образом сравнивается результат каждой выполненной операции и затем итоговый, результативный. Тогда сличается с имеющимся образом весь достигнутый результат.

Культурно-гигиенические навыки совпадают ещё с одной линией психологического развития – развитие воли. Ведь малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитатель покормить, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело вставать рано утром, да ещё и одеваться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицу, завязать шнурки,

надеть свитер правильно, а не задом наперёд. Мама это сделает лучше, да и быстрей. И если взрослые спешат прийти ребенку на помощь при малейшем затруднении, освоить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребенка важным становится качество выполнения действий, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а он сам по своей инициативе его совершает, сам контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целесообразность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

С возрастом по мере овладения культурно-гигиеническими навыками малыш осознаёт правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка управлять ими, т. е. поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может даже отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.

Таким образом, освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трё хлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человеку или персонажу: нравится, значит хороший, не нравится, значит плохой.

Подчеркнём ещё один важный момент: оценивать действия ребенка нужно объективно, развернуто, обращая его внимание на качество их выполнения. Причем делать это необходимо как по ходу процесса, так и по его окончанию: «Ты правильно открыл кран, поэтому вода льётся понемногу и брызги не летят на пол» и т. д.

Итак, главная задача развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у них осознание условий и правильной последовательности действий, а также направленность на получение качественного результата.

Несмотря на то, что наиболее благоприятным периодом для формирования культурно-гигиенических навыков является раннее детство, дошкольный возраст имеет в этом отношении своё значение :

1. Освоенные культурно-гигиенические навыки постепенно переходят в привычку. Так, навык мыть руки перед едой перерастает в потребность мыть руки. При этом выполнение действий сопровождается чувством удовольствия, окрашивает положительными эмоциями, и наоборот, если ребенку не удаётся выполнить действия, ставшие потребностью, то он

испытывает внутренний дискомфорт: может отказаться от еды, даже если очень голоден, если не удалось помыть руки.

2. Расширяется круг культурно-гигиенических навыков, они становятся более сложными, объединяются в системы. Навыки личной гигиены с навыками поведения в общественных местах : как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам; как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол.

3. Формирование осознание правил и норм, стоящих за культурно-гигиеническими навыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. А в дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы он «открывает», что за каждым культурно-гигиеническим навыком стоит определенное правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Культурно — Гигиенические навыки» для дошкольников «КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ» (для дошкольников) КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Воспитатель: Альмухамедова Нуржамал Газисовна Воспитание.

Консультация для родителей «Полезные навыки»Консультация для родителей «Полезные навыки» Многих родителей волнует вопрос, с какого возраста надо учить своего ребенка владению ножницами? Начинать обучение по вырезыванию можно.

Консультация для педагогов «Как грамотно поставить хама на место» Родители и педагоги учат детей вежливо относиться к другим людям. Ребятам прививаются правила культурного поведения: не хамить, уважительно.

Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.

Консультация для родителей «Культурно-досуговая деятельность в работе ДОУ»Консультация для родителей «Культурно-досуговая деятельность в работе ДОУ» Консультация для родителей «Культурно - досуговая деятельность в работе ДОУ» Культурно-досуговая деятельность в работе МАДОУ «Детский сад.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.

Консультация для родителей «Раскраски — помощники в развитии детей»Консультация для родителей «Раскраски — помощники в развитии детей» Не секрет, что развивать мышление, умственные способности детей дошкольного возраста без карандашей и красок, пожалуй, не возможно. Родители.

Лэпбук культурно-гигиенические навыкиЛэпбук культурно-гигиенические навыки Цель: обобщение знаний о личной гигиене детей. Задачи:закрепить знания о личной гигиене, формировать умение следить за своим внешним видом,.

Моя Родина Казахстан. Часть 1. Кандыагаш — маленькая точка большого значенияМоя Родина Казахстан. Часть 1. Кандыагаш — маленькая точка большого значения Многие люди уезжают с мест в которых они родились, я не исключение. Я давно живу в России, в городе Липецке, и этот город стал для меня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Культурно-гигиенические навыки, их значения и место в психологическом развитии»
Опубликовано: 4 июня 2020 в 17:12
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Культурно-гигиенические навыки, их значения и место в психологическом развитии»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кудинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД