Яна Мирзоназарова
Консультация «Кукла в воспитании девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Кукла в воспитании девочки
Кукла – игрушка-человек – требует особого разговора и особого подхода к себе. В традиционной кукле и по сей день сохраняются представления о женщине-прародительнице всего живого. Часто изображение женщины с ребенком на руках. Вспомните дымковских сударынь: большинство из них - няни, кормилицы, многодетные мамаши в окружении ребятишек мал-мала-меньше. Частая тема игрушки – кормление ребенка грудью, иногда мамы держат по малышу на обеих руках. Красноречивы и узоры на их одеждах – древнейшие знаки плодородия (колосья, ветви, пашня, солнце, растительный орнамент).
Публикация «Консультация „Кукла в воспитании девочки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Уважительное отношение к кукле запечатлено в старинных сказках. Помните? Василиса Прекрасная, чтобы справиться с невыполнимой работой, обращается за помощью к куколке, и та помогает ей совершенно по-сказочному. Близкий мотив есть в сказках про падчерицу, которой помогает подаренная родной матушкой куколка-помощница – спасает девочку от медведя, от злой ведьмы, помогает найти хорошего жениха.
В русской культуре бывало, когда рано вышедшая замуж молодуха уходила в семью мужа со своими куклами, и ей разрешалось в свободное время играть ими до рождения первого ребенка. Старшая женщина в семье следила, чтобы девушке не мешали играть в куклы – девочка должна «доиграть», этот процесс считали очень важным. ЭТА СТАРИННАЯ И ВЕЧНО НОВАЯ ИГРА В «ДОЧКИ-МАТЕРИ» НЕ ТОЛЬКО УЧИЛА ДЕВОЧКУ ВЫПОЛНЯТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ПРОСТЫЕ ДЕЙСТВИЯ (надевать одежду, мыть посуду, застегивать пуговицы и завязывать ленточки, накрывать на стол, укладывать спать и т. д., НО И ПОМОГАЛА ЕЙ УСВАИВАТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ, ОВЛАДЕВАТЬ СИСТЕМОЙ ПОВЕДЕНИЯ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ, ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА, УМЕНИЕМ ВЕСТИ ДИАЛОГ.
У всех народов, в каждой семье, где были девочки, были и ТРЯПОЧНЫЕ КУКЛЫ. Обычно первую куколку делали малышке взрослые – мама, бабушка, старшая сестра. Следующих кукол девочки шили себе сами. Это рукоделие всегда поощрялось, т. к. девочка получала необходимые навыки шитья, вышивания, училась пользоваться иголкой, ножницами, пяльцами. Очень важно, что в одежде кукол, в их головных уборах непременно отражались их социальные и возростные особенности. И взрослые строго следили за тем, чтобы на кукле-девушке был девичий кокошник, венок, чтобы она была с одной косой! (На Руси две косы носили только замужние женщины – «…рано мою косынку на две расплетать…») Кукольная невеста наряжалась в традиционный подвенечный наряд. Мужские образы в куклах встречаются крайне редко.
Обращает на себя внимание такая особенность традиционной матерчатой куклы, как БЕЗЛИКОСТЬ. Практически повсеместно существовало поверие в то, что если у куклы будут глаза, рот, нос, то в нее может вселиться душа, более того – в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой. В безликости же традиционной куклы заключалась ее безвредность для ребенка. На это древнейшее представление накладывались другие – эстетические, психологические. На месте лица создавался цветными нитками или тонкими ленточками яркий орнамент из перекрещивающихся полос, причем использовали цвета согласно принятому в каждой местности представлению о красоте. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, к смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребенка, развивает его воображение, чем кукла с конкретным, застывшим раз и навсегда лицом.
Теперь взгляните по-новому на пришедших к нам Барби, и сделайте вывод, отчего «вымирает Россия»…