Анна Калинкина
Консультация «Изотерапия как вид арт-терапии в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная концепция образования уделяет наибольшее внимание формированию умственные способности. В то время как развитие полноценной личности невозможно за пределами формирования ее психологической сферы. В дошкольном возрасте совершается формирование самосознания, создается “основа” личности, проявлением которого считаются чувства и эмоции.
В дошкольном воспитании эмоциональное формирование совершается, в том числе, и в креативных вариантах работы: выразительной, музыкальных упражнениях, хореографии и др. Одним из известных течений в прогрессивной педагогики и психологии считается арт-терапия, представляющая собой комплекс способов искусства и эмоциональных техник, физическая задача которой - корректировка психологического состояния и эмоционального самочувствия ребенка посредством творчества.
Публикация «Консультация „Изотерапия как вид арт-терапии в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Развитие настоящей личности, ее индивидуализирование взаимосвязано с возможностью детей осознавать и высказывать собственные эмоции и чувства. Арт-терапевтические способы в педагогической деятельности содействуют выявлению у детей психологического ресурса, возможностью проявления эмоций, настроений, чувств. В упражнениях согласно изобразительной деятельности данные способы применяются в целях гармонизации состояния и формирования нервной системы через психическое влияние искусством. Искусство существовало и остается одним из сильнейших средств эстетического обучения. Непосредственно через искусство совершается развитие вкуса, дошкольник обучается наблюдать и осознавать великолепное, прислушиваться к самому себе, к собственным эмоциям.
Выражение чувств опосредствованно “языком эмоций”. Эмоциональный опыт в ходе формирования человечества осуществился и в творениях искусства. В сознании ребенка, по мере их формирования, со временем фиксируются “чувственные эталоны” установленные в обществе средства внешнего выражения тех либо других психологических реакций. Данные же эталоны в ходе деятельности каждый ребенок соотносит с предметом изображения и надлежащим способом представляет его в рисунке.
Рисовать умеют не все, но каждый человек волей или неволей занимался этим. Уроки изобразительного искусства в школе, непроизвольное создание разных картинок шариковой ручкой на тетрадном листе во время скучной лекции или совещания, вырисовывание узоров на запотевшем или заснеженном окне — таких ситуаций можно привести в пример немало. Наблюдая за рисующими людьми, психологи сделали вывод, что в такие моменты с помощью графических и цветовых образов наружу выплёскивается всё самое сокровенное. Так в конце XIX века была создана изотерапия на стыке сразу трёх наук — психологии, психиатрии и искусствоведения.
В узком смысле слова изотерапия — это направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых. В широком смысле это и есть непосредственно сама арт-терапия, так как изначально она подразумевалась именно как работа с рисунками людей, нуждающихся в помощи психологов и психотерапевтов. Это позднее она обросла новыми течениями (танцевальная, песочная, драматическая, музыкальная и прочие терапии, так что пришлось выделять отдельную нишу и под живопись.
Изначально изотерапия использовалась в психиатрии для диагностики заболеваний душевнобольных (конец XIX века). Затем, оформившись в отдельное направление, она перекочевала в психотерапию как часть лечебного курса некоторых психических отклонений. На сегодняшний день применяется во многих сферах. Например, в психологии это один из методов и тестирования, и коррекции. Активно привлекается в социальной работе не только с детьми, страдающими девиантным поведением, но и с разными проблемными слоями населения, включая пожилых, инвалидов, лиц без определённого места жительства.
Основная цель изотерапии— извлечь из подсознания человека то, в чём он не признаётся даже самому себе, не говоря уже о том, чтобы с кем-то этим делиться. Иногда он не подозревает о тех проблемах, что хранятся в подкорках и мешают ему свободно наслаждаться жизнью.
Вот лишь некоторые задачи изотерапии:
1. помочь выплеснуть наружу всё скрытое и неосознанное;
2. выразить эмоции, чувства безопасным для себя и окружающих способом — снять цензуру «сверхконтроля»;
3. освободить от агрессии, нервозности, психологической зажатости, ревности, фобий, неуравновешенности — стабилизировать психическое и эмоциональное состояние;
4. развить коммуникативные навыки для социальной адаптации, восполнить дефицит общения;
5. поднять самооценку, избавить от комплексов;
6. способствовать самореализации;
7. помочь решить семейные проблемы;
8. раскрыть творческий потенциал, открыть новые возможности.
В зависимости от того, в работе с кем используется изотерапия, её задачи могут слегка корректироваться. Например, дошкольникам она помогает адаптироваться в окружающем мире, детям с ОВЗ — выразить свои эмоции,аутистам— признаться в собственных страхах, взрослым — стабилизировать своё состояние.
Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.
1. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
2. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
4. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
5. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
6. Психолог (психотерапевт) не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
7. Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.
8. В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.
Чтобы отслеживать происходящие с человеком изменения, специалист собирает рисунки в отдельное портфолио, на основании которого регулярно делает выводы и поправляет курс коррекции или лечения.
При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.
Данное направление часто используется для дошкольников в детских садах. Здесь основная задача изотерапии — помочь им адаптироваться в окружающем мире и социуме.
Что нужно знать, организуя занятия в этой группе:
- изотерапия — отличный способ для переключения внимания с одного вида деятельности на другой;
- она помогает дошкольникам устанавливать контакты друг с другом, разрешать конфликты;
- для развития творческих способностей полезно устраивать парные занятия, чтобы дети взаимодополняли друг друга в создании общего образа;
- взрослому тоже желательно рисовать вместе с детьми (для налаживания контакта и формирования доверия, а затем комментировать изображённое, обучая деток самоанализу и рефлексии;
- яркие краски и широкий выбор рисовальных инструментов поднимают ребёнку настроение и позволяют максимально раскрыться и
- самореализоваться.
Самое главное, что должны учитывать взрослые, организующие занятие изотерапии для детей дошкольного возраста, — это желание и творческий порыв самого ребёнка. Без этих составляющих дело можно считать проваленным. Заставлять рисовать ни в коем случае нельзя.
РЕКОМЕНДАЦИЯ. Есть научно-исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психоэмоциональной сферы дошкольников» (автор — Н. Козлова, в которой подробно расписаны аспекты данного направления.