Валентина Родионова
Консультация «Воспитываем бережливых»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодняшние дети завтра должны будут по-хозяйски распоряжаться огромными материальными ресурсами, природными богатствами, землей, техникой. Для того чтобы воспитать у них бережливость по отношению к хлебу, продуктам питания, вещам, народному достоянию, нужен серьезный кропотливый труд взрослых. Я начинала свою работу с того, что учила детей обслуживать себя, проявлять хозяйское отношение к поломанным игрушкам, порванным коробкам от настольных игр, неопрятным, непричесанным куклам. Хозяйственность же, проявленную кем-либо из детей по собственной инициативе, поощряем добрым словом. .Это всегда действует на ребят благотворно, и они стараются оправдать, наше доверие.
Публикация «Консультация „Воспитываем бережливых“» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Наблюдая за детьми, можно заметить, бережлив, аккуратен ли ребенок, зреет ли в нем чувство хозяина (пройдет ли мимо забытой на участке игрушки или захватит ее с собой в группу, вспомнит ли, что в аквариуме пора менять воду, что земля в цветочных горшках пересохла, подберет ли кем-то оброненный листок бумаги, будет ли изо дня в день листать старую книгу или обратится к взрослому с предложением починить ее и т. д.).
Заметив, что дети небрежно обращаются с книгами, конечно, проще было бы сказать, что этого делать нельзя. Но я решила по-другому: пусть они сами придут к выводу, что портить книгу — недостойный поступок. Начала с того, что рассказали ребятам, как делается книга. Подобрала иллюстрации, изображающие заготовку и разделку леса, съездили на экскурсию в типографию, где дети увидели, как много людей разных профессий занято этим нелегким делом. Обратила внимание детей на руки наборщиков, в которые въелась типографская краска. Рабочие типографии рассказали ребятам о своей работе. Дети поняли, что книгу надо беречь, что в нее вложено много труда.
Бережливое отношение к общественному имуществу вырастает из трудолюбия. Я стараюсь использовать этот фактор в полной мере. Это дежурства по столовой, в природном уголке, при подготовке к занятиям, индивидуальный и коллективный хозяйственно-бытовой труд. Дети на собственном опыте убеждаются в пользе совместного труда.
Немаловажное значение имеет ручной труд (починка и изготовление игрушек, вышивание и др.). Известно: то. что ребенок сделал сам, он больше бережет. Мы, взрослые, стараемся с уважением относиться к тому, Что сделали ребята, никогда ничего. не выбрасывать. Обратила внимание наших ребят на то, что малыши любят играть с крупными мягкими игрушками, но их не хватает на всех. У детей естественно возникло желание - сделать для маленьких эти игрушки. Для этой цели была организована экскурсия в ателье, дети побывали на раскрое ткани, в пошивочном цехе. Решили шить игрушки из лоскутков. Дети их приносили из дома, сами оценивали, обсуждали. Когда собрали достаточное количество материала, занялись подбором лоскутков для игрушек — собачки и черепахи. Ребята под руководством взрослых трудились старательно. Изготовленные игрушки очень понравились малышам.
В данном случае дети учились не только тщательно выполнять работу, но и обязательно доводить ее до конца, помогать друг другу. Они получили хороший урок бережливости и экономии, когда из собранного материала своими руками сделали забавные игрушки для малышей.
Сегодня о бережливости и экономии мы говорим как об общегосударственной задаче, подчеркивая, как важна в этом психологическая перестройка. Сколько бы мы с вами ни говорили детям об экономии воды, тепла, электроэнергии, но до тех пор, пока мы сами не будем бережно относиться к природным ресурсам, мы не добьемся положительного результата. Ведь большую роль играет личный пример.
Чтобы дети лучше поняли, какими бесценными благами мы пользуемся (в данном случае электричество, нужна была какая-то необычная, неожиданная ситуация. Однажды когда мы занимались каким-то важным делом (именно делом, когда ребенок полностью углублен в занятие, погас свет. Я зажгла заранее приготовленную лучину и на конкретном примере объяснила и показала детям, как люди жили бы без электричества, как много сжигали бы леса, если бы по-прежнему пользовались лучинами. Дети слушали внимательно. И какая была радость, когда снова зажегся яркий свет.
Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я бы поставила три слова: хлеб, труд, народ. Это три кита, на которых держится наше государство. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает быть сыном своего народа. Эти слова В. Сухомлинского стали отправной точкой в работе по воспитанию у детей добрых чувств к хлебу.
Нет ничего более ценного для человека, чем хлеб. Постепенно уходят из жизни люди, которые знают истинную цену хлебу, тому хлебу из ржаной муки пополам с лебедой и отрубями, спасшему не одну человеческую жизнь. Наши дети, не испытавшие даже мизерной нехватки хлеба, зачастую с пренебрежением относятся к нему. Конечно, ребята, не могут вырастить и убрать хлебную делянку, чтобы понять, как труден путь хлеба к столу человека, но я проводила ежедневную работу по воспитанию бережного отношения к хлебу, к труду хлебороба. Рассказывая детям о хлебе, о том, как трудно он достается, читая им художественные произведения на эту тему, я старалась, чтобы каждый брал столько хлеба, сколько он съест, не бросал куски. Провела и беседы с родителями по воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, дали рецепты по приготовлению того или иного блюда из черствого хлеба. Естественно, что такая целенаправленная работа дала положительные результаты. Дети стали по-хозяйски относиться к хлебу. Оставшийся после ужина хлеб разрезали и относили на кухню, чтобы повара могли делать из него сухарики, которые, кстати, очень любят ребята.
Дети должны понимать нашу нетерпимость к эгоистично-потребительскому отношению к окружающему. Зачастую взрослые сами способствуют развитию у них такого отношения к вещам, к природе, к общественному добру. Часто можно наблюдать, как на скамью для сидения ставят ребенка в грязных сапожках, не замечают, когда он рвёт зелень в сквере или на городских газонах. А потом возмущаются, что кто-то разрисовал стены в подъезде, поломал дверь в лифте, сделал надпись на скамье и т. д. Часто в автобусе папы и мамы разрешают детям есть мороженое, не беспокоясь о том, что оно может испачкать одежду других пассажиров.
Родители зачастую считают, что бережливость нужна только в условиях бедности, а наша страна богата, стоит ли что-то беречь, экономить. И как бы мы ни воспитывали в детях уважительное отношение к хлебу, продуктам питания, вещам, но если они видят, как целые батоны хлеба летят в мусорное ведро, то все напрасно.
Я проводила большую разъяснительную работу среди родителей, пропагандируя лучший опыт семейного воспитания, приглашала их на дни открытых дверей: стараемся, чтобы у этих разных по характеру людей не было одинакового выражения на лицах — равнодушия.
Большим фактором воспитания чувства хозяина в ребенке является природа. Мы стараемся как можно чаще устраивать поездки в лес, учим детей ходить по ней бережно. Они видят положительный пример бережного отношения к природе взрослых. Я рассказала и показала детям, как легко ранима природа, как трудно вырастает молодая трава от сломанного дерева, после пожара. Учу детей видеть природу, слушать ее, замечать изменения, происходящие в разные времена года. Так. постепенно, шаг за шагом, наши ребята усваивают азы бережливости, экономии, которые ненавязчиво вплетаются в развивающуюся структуру их нравственности.