Фролова Марина Александровна
Консультация «Использование технологии «Лэпбук» в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Использование технологии «Лэпбук» в работе с детьми дошкольного возраста»
Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?
Публикация «Консультация „Использование технологии „Лэпбук“ в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Итак, лэпбукинг пришёл к нам из Америки. В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, самодельная бумажная книжка с кармашками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
Лэпбук склеивается из отдельных частей в единое целое, красиво и ярко оформляется, используя всевозможные цвета и формы.
Главное условие- вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр. Помимо кратких теоретических аспектов, лэпбуки содержат игры, загадки, упражнения, что позволяет ребёнку использовать для закрепления темы различные виды деятельности.
Лэпбук должен включать следующие моменты:
- прочность (должен быть изготовлен из прочного материала);
- эстетичность (должен быть ярким, красочным, привлекающим внимание);
- информативность (сведения должны быть понятны ребенку и полностью раскрывать тему);
- доступность (дети могут самостоятельно выбирать понравившийся раздел);
- вариативность (возможность использовать эту книжку несколькими детьми).
Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. Я в изготовлении своих лэпбуков работала с группой детей. Я использовала следующий вариант : распределила задания между детьми (кто вырезал, кто наклеивал и т. д., и все вместе они собирали и заполняли одну папку. Либо воспитатель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. В моей работе с детьми использовались лэпбуки на закрепление пройденного материала («Реки родного края», «Символы Саратовской области»). Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам – 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.
Размер готового лэпбука стандартный – А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком : держать его в руках, писать и выполнять задания в нем.
Можно задать вопрос: нужен ли лэпбук или нет? Я считаю, что лэпбук имеет большую значимость. И хочется отметить его преимущества:
- Во-первых, активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
- Во-вторых, позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
- В-третьих, развивает речь, творческое мышление, мелкую моторику;
- В-четвертых, помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослыми;
- В-пятых, позволяет сохранить собранный материал;
- Ну и, наконец, это просто интересно и увлекательно!
В заключении хотелось бы сказать о том, что лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазий, который может дать непредсказуемые результаты. Также хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится и художником-иллюстратором, и дизайнером, и сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.