Ольга Седова
Консультация «Использование потенциала досуговой деятельности дошкольников в ДОО в рамках реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье рассматривается понятие досуговой деятельности, ее значение для детей дошкольного возраста; характеризуется цель и принципы организации досуга дошкольников; описываются направления досуговой деятельности; рассматриваются задачи досуговой деятельности; характеризуются виды досугов и развлечений в ДОУ.
Публикация «Консультация „Использование потенциала досуговой деятельности дошкольников в ДОО в рамках реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Ключевые слова: досуговая деятельность, цель и принципы организации досуга дошкольников; направления досуговой деятельности; задачи досуговой деятельности; виды досугов и развлечений в ДОУ
В практике современных дошкольных образовательных организаций свободное время детей используется для развлечений, праздников, детских утренников и других увеселительных мероприятий. На наш взгляд, такой подход несколько сужает значимость вопроса в целом. Детей не учат занимать свободное время в социально значимых целях интересной для него деятельностью, которая позволит им восстановить свои физические и сформировать духовные силы. Поэтому возникает множество проблем в школьном возрасте, когда дети стремятся направить свои силы на озорство или хулиганство, так как семья в новых социальных условиях не всегда имеет возможность научить ребенка использовать свободное время с пользой.
По мнению Н. Ю. Майданкиной на этапе дошкольного детства досуговая деятельность представляет сложный комплекс видов детской деятельности и включает разнообразное содержание и формы взаимодействия с дошкольниками. Досуг в ДОО сочетает в себе различные варианты музыкальной, художественной, познавательной, изобразительной, игровой, театрализованной, двигательной деятельности
На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей :
-досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
-досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
-досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости;
-досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций;
-досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
-досуг способствует объективной самооценке детей;
-формирует позитивную «Я - концепцию»; способствует самовоспитанию личности;
-формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.
Таким образом, можно констатировать, что сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Чаще в детском саду используется активный отдых, который включает в себя занятия физкультурой, работы на садовом участке, подвижные игры и другие виды.
Культурно-досуговая деятельность предполагает :
1. Отдых.
2. Развлечения.
3. Праздники.
4. Самостоятельную художественную и познавательную деятельность.
5. Творчество
Для развития социально-коммуникативных качеств и навыков детей средней группы был разработан перспективный план работы с детьми, родителями по организации досуговой деятельности на основании программы «От рождения до школы» и программы «Войди в мир развлечений и забав» Н. Ю. Майданкиной.
Система работы была разделена на 6 блоков:
Блок «Вечер тихого чтения» - обеспечивает первоначальное приобщение детей к семейным ценностям в процессе знакомства с художественными произведениями, произведениями устного народного творчества. Дети дошкольного возраста знакомятся с литературными произведениями о семье, близком окружении, рассматривают иллюстрации фотографий, альбомы на социальную проблематику, участвуют в различных играх, беседах, занимательных игровых упражнениях.
Блок «Озорной карандашик» - предполагает приобщение детей к ближайшему миру посредством изобразительного искусства. В художественной досуговой деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании) дети знакомятся с приемами отображения окружающего мира.
Блок «Музыкальная шкатулка» - приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре посредством организации музыкальной досуговой деятельности. Детей знакомят с музыкальными произведениями, их авторами, подчеркивая эмоциональность музыки, связь музыкального материала с настроением человека, состоянием природы. В процессе досуговой деятельности дети овладевают игрой на простых музыкальных инструментах.
Блок «Театральные подмостки» является организация в процессе досуговой деятельности театральных постановок на бытовую тематику, участие детей в играх драматизациях. С целью достижения наибольшего эффекта досуговой деятельности в данном направлении предусматривается использование различных видов театра: драматический, настольный театр (картонный театр, театр реальных игрушек, фланелевый театр, театр на ширме (театр пяти пальцев, театр кукол одного исполнителя, театр масок, теневой театр, в которых дети являются и участниками, и зрителями.
Блок «Здоровячок». Содержание этого блока ориентировано на включение разнообразной деятельности в досуг детей с использованием разнообразного спортивного оборудования. В процессе досуговой деятельности обращают внимание детей на необходимость проявлять сочувствие к участникам игр, радоваться успехам товарищей, стремиться действовать сообща, оказывать помощь сверстникам, добиваться общего результата.
Блок «Природа родного края» обеспечивает формирование представлений дошкольников о природе Ульяновской области, предпосылок экологического сознания.
Каждое мероприятие планировалось в соответствии с тематическим планированием на данную неделю.
Подготовка и проведение коллективной досуговой деятельности в детском саду создаёт чувство сплочённости группы. Оформляя декорации к празднику, распределяя роли в игре-драматизации, овладевая навыком хорового пения, участвуя в командных состязаниях и викторинах, дошкольники позитивно взаимодействуют друг с другом. В совместной деятельности рождаются традиции группы, улучшается эмоциональная атмосфера. Участие в коллективных мероприятиях воспитывает активную и нравственно-ориентированную личность в каждом ребёнке.
Анализируя многолетний опыт работы по организации и проведению досуга дошкольников, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности. Его я вижу в интегрированном подходе к подготовке и проведению этого вида деятельности. Интеграция - один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы в
соответствии с ФГОС. Интегрированный подход является стержневым и
отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического
процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования,
«на малом учить многому».
Список литературы
1. Алиева Л. В. Досуговая деятельность ребенка — субъект воспитания. Теория, история, практика. / Л. В. Алиева — М. : Макс — Пресс, 2016. – 72 с.
2. Анисимова, Т. Б. Большая книга детского досуга / Т. Б. Анисимова. — М. : Феникс, 2014. — 160 c.
3. Войди в мир развлечений и забав: организация досуговой деятельности в ДОУ : учебно-методическое пособие / [А. Е. Заверуха и др. ] ; под ред. Н. Ю. Майданкиной ; М-во образования Ульяновской обл., Ульяновский ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, Муниципальное бюджетное дошк. образовательное учреждение "Сказка" Р. П. Силикатный Сенгилеевский р-н. - Ульяновск : Изд. Александр Васильевич Качалин, 2013. - 131 с.
4. Коммуникативные игры для дошкольников. / Картушина М. Ю. Методическое пособие – М. : Издательство «Скрипторий», 2014.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27. 10. 2014 N 1351 (ред. от 25. 03. 2015) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www. consultant.