Оксана Вербецкая
Консультация «Использование игр и игровых приемов на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношений»
▼ Скачать
Использование игр и игровых приемов на индивидуальных занятиях
по коррекции звукопроизношений.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Консультация „Использование игр и игровых приемов на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношений“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Согласно статистике, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому в работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении звуков. Дефекты звукопроизношения сами не исчезают. Формирование фонетически правильной речи — важнейшая задача коррекционной работы с детьми.
Одним из самых эффективных приемов по коррекции звукопроизношения является игра. Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста.
Мы в работе с детьми широко используем возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.
Целью проведения занятий в виде игры является достижение наибольшей эффективности в коррекции звукопроизношения.
Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:
- снизить утомляемость;
- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;
- побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;
- повысить работоспособность детей;
- активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;
- вызвать позитивное отношение к процессу обучения;
- быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа:
подготовительный,
постановка звука,
автоматизация звука,
дифференциации (в случаях замены одного звука другим или смешения их).
Хочу поделиться с вами некоторыми играми и игровыми упражнениями, которые мы используем в своей работе на подготовительном этапе и этапе автоматизации на примере конкретного звука [Ш].
На подготовительном этапе проводиться работа по подготовке артикуляционного аппарата и развитию воздушной струи.
«Собери грибы»
Цель: развитие артикуляционного аппарата и воздушной струи.
Ход игры.
На листочке, свернутом пополам, изображен гриб (Листок, насекомое, цветок). Задача ребенка, подуть на гриб. Листок бумаги перевернется, и перед ним появляется артикуляционное упражнение, которое он должен выполнить.
«В поисках сокровищ»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Ход игры. Перед ребенком карта сокровищ. На карте преграды в виде артикуляционных упражнений, которые нужно выполнить. В конце пути ребенка ждет сундук с сокровищами, в котором может находиться любой сюрприз (наклейка, звезда, кристалл, камушек.).
Для развития воздушной струи использую, всеми известные упражнения, такие как: «Забей мяч в ворота», «Буря в стакане», «Сдуй снежинку», «Фокус», а также возможности умного зеркала «Зазеркалье».
На этапе автоматизации звуков я применяю следующие игры и игровые упражнения. Данные игры направлены на автоматизацию звуков изолированно, в слогах, словах и предложениях.
«Обведи букву»
Цель: Автоматизация звука [Ш] изолированно и в слогах.
Ход.
Перед ребенком лежит образ буквы Ш.
С одной стороны «Дорожка», где он отрабатывает изолированно звук. Ребенок проводит пальчиками (камушком, змейкой, кристалликом.) по дорожке: слева на право, справа на лево, на встречу друг другу и одновременно произносит звук [Ш].
С другой нарисованные круги для автоматизации звука в слогах. Необходимо камушками (кристалликами, фишками, кружочками) выложить букву Ш, одновременно проговаривая слоги. Воспитатель может усложнить задачу – выложить в определенном ритмическом порядке.
«Дорожка»
Цель: Автоматизация изолированного звука [Ш]
Ход. На стене прикреплена схема: длинная полоса, короткие полосы, точки. Ребенок передвигает по этим линиям игрушку, символизирующую звук, произносит звук соответственно длительно, коротко или отрывисто.
«Геоборд»
Цель: Автоматизация изолированного звука [Ш]
Ход игры: ребенок из резинок собирает на геоборде любое изображение, предложенное логопедом, произнося автоматизируемый звук столько раз, сколько понадобится резиночек для создания изображения.
«Поп-ит»
Цель: Автоматизация звука [Ш] в слогах.
Ход:
Нажимая, на «кнопки», одновременно произносить слоги.
«Щеты»
Цель: Автоматизация звука [Ш] в слогах.
Ход: Перемещая косточки, одновременно произносить слоги.
«Бусы»
Цель: Автоматизация звука [Ш] в слогах.
Ход: Ребенок, нанизывает бусины, одновременно произнося слоги. Задачу можно усложнить, нанизывая бусы в определенной цветовой последовательности (либо чередовать бусы разного размера).
«Построй домик»
Цель: Автоматизация звука [Ш] в словах, развитие фонематического слуха.
Ход игры. Перед детьми лежат кубики, на них наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребёнок выбирает кубики, называя картинку, и строит дом. За неправильно выбранный кубик начисляется штрафное очко.
«Игры с фонариками»
Цель: Автоматизация звука [Ш] в словах (или в предложениях).
Ход игры: Ребенок подсвечивает фонариком карточку. И называет картинку, которая там спряталась. Можно усложнить, проговаривая целое предложение.
«Одень ребятишек»
Цель: автоматизация звука [Ш] в словах (или в предложениях).
Ход игры. Перед ребенком изображение мальчика и девочки, которым нужно подобрать одежду по сезону. Девочке летнюю, мальчику зимнюю. (шуба, шапка, шарфик, сапожки, шорты, шляпа, шлепки, штанишки)
Усложненный вариант: даем имена мальчику и девочке, и рассказываем во что их одели, обули.
«Путешествие»
Цель: автоматизация звука [Ш] в словах, развитие умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры. На столе поле с картинками. Отдельно предлагается ребенку выбрать схему со стрелочками. На поле нужно найти ту картинку, которая изображена на этой карточке первой и поставить на нее фишку. Далее ребенок передвигает фишку по полю, следуя указанием стрелочек. По пути, необходимо называть слова, выделяя звук [Ш]. (Вправо - кувшин, вниз - шапка)
«Куча мала»
Цель: автоматизация звука [Ш] в словосочетаниях.
Ход игры. Перед ребёнком лежат картинки на определённый звук.
- Педагог просит сложить из картинок кучу. Т. е. положить друг на друга карточки, произнося при этом, что на что кладется. (Кошка на катушку, лягушка на кошку)
- А затем предлагается разобрать кучу – малу. (Кошка под лягушкой, катушка под кошкой)
«Составь предложение»
Цель: автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Ход игры: Логопед подбирает персонажа на определенный звук (Мишка, мышка, бабушка, дедушка, Маша) и предмет, в котором находятся картинки на выбранный звук. Задача ребенка рассказать, что находится в этом предмете.
Например:
- У бабушки в шкафу швабра (шапка, шторы)
-У мышки в мешке лягушка (катушка, рубашка)
- У маши в кошельке пушинка (шишка, ракушка)
«Чего больше, чего меньше»
Цель: автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Ход игры. На карточке изображены предметы. Ребенок должен назвать и определить, чего больше, чего меньше.
Например: Шин больше, чем машин. Машин меньше, чем пушек.
Из своего опыта работы могу сказать, что игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях коррекции звукопроизношения. В игре дети быстрее добиваются положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения.