Любовь Никифорова
Консультация «Использование геометрических игр в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Особое место среди математических развлечений в дошкольном возрасте занимают игры на составление плоскостных изображений предметов (животных, птиц, домов, кораблей и т. д.) из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются непроизвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Темочки:
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Геометрические фигуры. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Геометрические игры можно использовать с детьми разного возраста, даже 3 лет. Для детей 3 лет изготавливаются образцы, соответствующие размерам деталей мозаики. Ребенок первоначально выкладывает изображения непосредственно на образце, выбирая деталь с учетом цвета и размера. Если он справляется с заданием, можно предложить ему выкладывать изображение на листе бумаги или на столе.
И мы сами можем выполнить задания, но непременно допуская при этом ошибки. Пусть ребенок поправит: такой подход поможет формированию самостоятельного мышления, уверенности в себе. Обязательно нужно похвалить ребенка за успешно выполненные задания. Именно в младшем возрасте детей можно и даже нужно начинать знакомить с основными геометрическими фигурами – кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом. И такие знания малыши получают на занятиях по математике и ознакомлению с окружающим, а закреплять эти знания нужно на занятиях ручным трудом – дети играют в игры, такие как мозаика «Кружок», мозаика «Овал» и «Геометрическая мозаика», а затем выполняют задания на бумаге с помощью ножниц, клея и кисти. Такая работа развивает наглядное мышление, воображение, фантазию и активизирует творческие способности. На занятиях дети учатся сосредотачиваться, контролировать собственные действия, ориентироваться на листе бумаги, закрепляют знания цвета, получают положительные эмоции.
Малыши 3 лет выкладывают и наклеивают готовые фигуры по образцу, а дошкольники постарше могут вырезать эти фигуры самостоятельно или с использованием шаблонов, закрепляя навыки складывания фигур пополам, разрезания и вырезания ножницами.
Такие игры и задания можно использовать не только на занятиях, но и в ходе развлечений. А как чудесно в тихий зимний вечер в группе, гдет остался один малыш, поиграть с ним! Мы перестаем быть для него воспитателем – мы становимся интересным партнером по игре. Совместная работа сблизит нас, облегчит решение многих проблем общения.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит и от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно – двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Широко в группах детей с 5 лет используется игра «Танграм», где дети упражняются в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур. Детям даются задания:
1) Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.
2) Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.
3) Из двух маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
4) Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.
5) Составить новую фигуру из квадрата и двух маленьких треугольников и т. д.
Дается задание на составление нескольких фигур по собственному замыслу детей.
Способ составления фигуры – силуэта из геометрических фигур дети 6-7 лет вынуждены искать, опираясь на данные анализа, в процессе апробирования различных намечанных вариантов составления.
После того, как фигура составлена, воспитатель просит детей рассказать, как они составили фигуру, т. е. назвать расположение составных частей по-порядку. Дети 5 лет составляют наиболее простые фигуры – силуэты: зайца, журавля, кенгуру и др.
Более сложной и интересной для ребят деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным, что является доступным детям 6-7 лет при условии их обучения.
Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т. е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена. Оно возможно при условии правильного расположения одних составных частей относительно других, соблюдения пропорционального соотношения их по величине.
В ходе обучения на занятиях дети старшего дошкольного возраста быстро осваивают игры на воссоздание из специальных наборов фигур образных, сюжетных изображений, которые становятся для них одним из средств заполнения досуга. Это полезно, а главное – интересно и занимательно.
Литература:
1. Михайлова З. Н. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
2. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. М- 2006
3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1 -2006