МАРИНА ПОЧИНОК
Консультация «Использование ЦОР в работе с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование цифровой образовательной среды при взаимодействии с родителями рассматривается как основа функционирования дошкольной организации в режиме развития.
Организация современной цифровой среды в ДОО способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ.
Темочки:
Сотрудничество ДОО и родителей необходимо рассматривать как общение «на равных», а взаимодействие - как способ организации совместной деятельности, осуществляющейся с помощью общения.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
ФГОС ориентируют нас на то, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, необходимо учитывать социальный статус и микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности деятельностью ДО, необходимо постоянно повышать культуру педагогической грамотности семьи.
Сформулированы требования по взаимодействию образовательной организации с родителями :
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Определены требования и к педагогам:
- владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Выбирая те или иные формы работы с родителями в своем коллективе, мы прежде всего должны быть уверены в их эффективности. И как бы ни хороши были традиционные формы работы, несмотря на все положительно зарекомендовавшие себя характеристики, время показало, что мы все чаще и чаще сталкиваемся с определенными трудностями: родители постоянно ограниченны во времени, у них нет возможности для посещения родительских собраний, консультаций в детском саду, а значит – у ДОО отсутствует возможность для своевременного предоставления родителям необходимой информации.
Поэтому становятся актуальными новые, нетрадиционные формы работы с родителями.
Одним из приоритетных направлений модернизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий.
Каким же должно быть необходимое ресурсное обеспечение цифровой образовательной среды дошкольного образования, чтобы способствовать реализации государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворять потребности семьи?
Процесс проведения информатизации в ДОУ включает в себя ряд показателей: материально – технические, информационно-образовательные и кадровые ресурсы.
Оснащение дошкольного образовательного учреждения современной материально-технической базой является одним из необходимых условий информатизации дошкольного образования. Самое популярное средство образовательного процесса - это компьютер. Кроме компьютера необходимы проекторы (для визуализации обучающего материала, интерактивные устройства (при практической работе, наличие сети интернет и локальной сети (для снижения времени поиска информации).
На сегодняшний день роль педагога со знанием цифровых технологий играет немаловажную роль.
Профессионализм педагога является одним из важных условий совершенствования качества современного дошкольного образования. Педагогу сегодняшнего дня просто необходимо, чтобы он мог владеть и грамотно использовать цифровые технологии.
Необходим современный педагог с таким потенциалом, который будет действовать в условиях цифровизации образовательного пространства на уровне проявления педагогической умелости, педагогического мастерства, педагогического творчества и новаторства. Цифровая грамотность даст возможность педагогу не только умело строить образовательный процесс с воспитанниками, родителями, но и самому постоянно расти профессионально, перенимать у своих коллег лучшие практики, делиться своим опытом, обмениваться лучшими наработками. Педагог будет чувствовать себя уверенно, если вся необходимая информация всегда будет у него под рукой.
Чем выше компьютерная грамотность педагога, тем лучше будут оказаны образовательные услуги, а значит, будут довольны родители.
Рассмотрим несколько основных технологий и средств, которые нашли практическое применение в дошкольных учреждении и обеспечивают эффективность взаимодействия ДОО, педагога и родителя в современных условиях.
Наличие сайта ДОО. На сайте каждый родитель в удобное для него
время может найти интересующую его информацию о деятельности ДОО, об образовательном процессе, учебных программах, проводимых мероприятиях, новостях. Важным элементом в использовании данного информационного ресурса является навигация сайта, которая играет немалую роль и отражает структуру сайта.
Использование социальных сетей, в частности создание групп
ВКонтакте.
Используются такие мобильные приложения для общения, как Viber и WhatsApp, платформу Сферум, которые являются самым быстрым источником информации наряду с SMS. В случае необходимости можно не только быстро и оперативно передать необходимую информацию определенному лицу, но также осуществить и звонок. Данное средство позволяет передать фото- и видеоматериалы.
Использование цифровых образовательных платформ позволяет родителям присутствовать и быть не только наблюдателем, но и участником при организации педагогом образовательного процесса с ребенком. Родители могут также самостоятельно организовывать образовательный процесс ребенка при помощи предложенных педагогом учебных платформ.
Родители не всегда могут присутствовать на собрании. И порой это происходит не потому, что родители не интересуются жизнью своего ребенка. Таковы современные условия, они просто заняты работой, а иногда мы сами в силу определенных препятствующих обстоятельств не можем собрать родителей вместе. Приходится поддерживать связь удаленно, используя общение в онлайн режиме с помощью многих сервисов, например, таких как Zoom.
Вывод.
Использование всех перечисленных выше ресурсов позволяет оперативно передавать необходимую актуальную информацию, позволяют родителям быть в курсе всех событий, происходящих в ДОО.
Но не стоит забывать, что даже при всех возможностях современного использования цифровых технологий нельзя полностью исключать или свести до минимума личное общение с родителями. Цифровые технологии только помогают нам приспособиться к темпу жизни и к её современным требованиям, но «живое» общение не заменит никто и ничто!
В чем же мы видим эффективность использования современных технологий на примере нашего дошкольного учреждения?
Преимуществ, несомненно, очень много:
- родители воспитанников, посещающих коррекционную группу, лучше воспринимают цель коррекционно-развивающего обучения за счет того, что использование компьютерных технологий несет в себе образный тип информации, понятный всем участникам образовательного процесса;
- за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов (движения, звук, мультипликация, у родителей повышается мотивация к работе с ребенком в домашних условиях, предложенный материал заинтересовывает ребенка, дает определенные результаты в обучении и развитии, а полученные знания остаются в его памяти на более длительный срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
- решается одно из важнейших условий в построении взаимодействия ДОО с семьями воспитанников - выполнение принципа обратной связи;
- осуществляется пропаганда педагогических знаний и обучение родителей в части оказания им помощи при проведении индивидуальной работы с ребенком;
- используется большой объем информационного и учебного материала, который представляется как в печатном виде, так и на информационных носителях (диск,флеш-карта);
- осуществляется привлечение различных источников информационного и обучающего материала с использованием Интернет-ресурсов.
Применение рассмотренных ресурсов в цифровой образовательной среде позволит внести определенный вклад в развитие и совершенствование образовательного учреждения, учебного процесса в целом и будет оказывать более эффективное воздействие при взаимодействии с родителями