Корчака Анна
Консультация «Интеграция в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного
образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка
дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных
возможностей и способностей; предъявляются качественно новые
требования к нему как развивающейся личности, способной к дальнейшей
жизнедеятельности для своего блага и процветания отечества.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного
образования, предложенный Федеральными государственными
требованиями к структуре основной общеобразовательной программы
Публикация «Консультация „Интеграция в детском саду“» размещена в разделах
дошкольного образования (ФГТ, – принцип интеграции образовательных
областей. В дошкольном образовательном учреждении, согласно данному
федеральному документу, отменяются учебные занятия, которые
дублировали учебный процесс в начальной школе и не соответствовали
возрастным особенностям ребенка дошкольного возраста
Принцип интеграции является инновационным для дошкольного
образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения
коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском
саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который
предполагает получение единого целостного образовательного продукта,
обеспечивающего формирование интегральных качеств личности
дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Интеграция как принцип развития педагогической теории и практики
дошкольного образования есть ведущая идея, отражающая гармоничное
объединение образовательных областей в единый неразрывный
образовательный процесс и гарантирующая в случае ее реализации
достижение более высоких результатов в развитии и воспитании ребенка
дошкольного возраста. Как принцип интеграция охватывает своим влияниемдостаточно большое число дидактических, воспитательных явлений, и она
располагает факторами, обеспечивающими ее широкое влияние на
педагогическую теорию и практику дошкольного образования. Для этого
необходимо определить объект интеграции, вычленить факторы,
способствующие интегрированию выделенных объектов, а также
необходимо сформулировать ожидаемый результат с учетом потребностей и
особенностей участников образования. В качестве объектов выступают
предметы, образовательные области, определенные темы, которые требуется
расширить за счет интеграции. В качестве факторов интеграции могут
выступать: деятельность детей, образовательные области, формы
интеграционного образовательного процесса ДОУ. Интеграция как процесс
есть непосредственное установление гармоничных связей между
выделенными системами интеграции и создание новой целостной системы
образования детей дошкольного возраста в соответствии с предлагаемым
результатом. Как процесс интеграция есть процедура интегрирования
объектов (образовательных областей, разных видов детской деятельности,
форм и методов, проектирование пути получения результата. В качестве
результата образовательной деятельности ДОУ Федеральные
государственные требования предполагают не сумму знаний, умений и
навыков, а приобретаемые интеграционные качества ребенка, такие, как
любознательность, активность, самостоятельность, ответственность,
воспитанность и др. Интеграция как результат есть та форма, которую
обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом. Такой формой
интегрированного образовательного процесса в ДОУ могут стать проекты,
праздники, путешествия, экскурсии, деловые и ролевые игры, которые
погружают дошкольника в познание всего многообразия окружающего мира
в его целостности и единстве. Таким образом, феномен интеграции
предполагает ее рассмотрения как сложного явления педагогической
действительности, которое реализуется в принципе, процессе и результате
дошкольного образовательного учреждения.
Интеграция требует совершенствования образовательного процесса,
который в современных условиях развития дошкольного образования
предполагает отказ от занятий как формы организации учебно-воспитательного
процесса в ДОУ. На смену им приходит интеграция образовательных областей
как целостная форма организации образования дошкольников. Дошкольник
приобретает другой статус – субъекта жизнедеятельности. Основные качества
субъекта такие, как: сознательность, самостоятельность, ответственность,
инициативность. Формирование и развитие субъекта жизнедеятельности
происходит в процессе ее становления. Главной задачей педагога при
формировании субъекта жизнедеятельности ребенка является воспитание у
дошкольников самостоятельности, которая проявляется в преодолении
собственной ограниченности не только в области конкретных знаний, навыков,
но и в любой деятельности человеческих отношений, а также формировании у
детей рефлексии как универсального способа построения отношений к
собственной деятельности
Личностно ориентированное образование направлено на развитие и
становление личности дошкольника, ориентацию на познавательные,
нравственные, духовные ценности, в связи с этим возникает категория
«личностные ценности» (Н. Газман). Личностные ценности выступают формой
функционирования смысловых образований в личностных структурах. Их
становление связано с динамикой процессов сознания, через которое происходит познание окружающего мира, осознание собственного «Я» в этом мире с ориентацией на вечные ценности – Человек, Семья, Отечество, Культура, Мир, Земля и др. В результате постижения данных ценностей ребенок научается саморегуляции поведения в настоящем и будущем.