Елена Тюкова
Консультация «Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Но, помимо развития физических качеств дошкольников, не стоит забывать о развитии речи. С каждым годом число поздноговорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением.
Публикация «Консультация „Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием речи.
Существует даже утверждение: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.
Поэтому перед нами педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста важно использовать такую систему упражнений и игр, которая будет направлена на формирование речевой культуры ребенка. Ведь Вы прекрасно знаете, исходя из собственного опыта, - двигательная активность не будет так интересна для ребенка если не использовать речь в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх и т. д.
А теперь мы с вами подробно рассмотрим те формы, медоды, приемы физкультурно-оздоровительной работы, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста, и которые мы, педагоги, активно можем использовать в работе с детьми.
Помимо развития речи они так же способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти (как вы понимаете одно другое не исключает). Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке.
Итак начнем.
Подвижная игра - эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, стимулирующая речевую активность детей.
Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия.
В разных возрастных группах руководство детскими играми имеет свои особенности. С детьми младшего возраста педагог активно играет сам, что доставляет детям особое удовольствие, дает им образец игрового поведения. Малышам особенно интересны подвижные игры, которые строятся на основе имитационных движений.
Например: такие игры, как: «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Самолеты», «Поезд» и др. У детей младшего возраста педагогу следует вызывать звукоподражания: «пи-пи-пи» – кричат воробушки, «би-би-би» – гудит автомобиль, кл. -клю-клю – клюют птички и т. д. Благодаря таким играм дети учатся согласовывать речь с движением.
Для детей старшего дошкольного возраста подбираются игры с более сложным текстом (игры «Карусель», «Два Мороза», «Мышеловка», «Гуси-лебеди»).
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование какого- то сюжета) : «Волк и зайцы», «Лиса и зайцы» и т. д.
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
Считаю, что такая форма речевого развития дошкольников как подвижная игра со словесным сопровождением побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. У детей развивается умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Двигательные сказки –это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков. Это один из разделов программы: «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.
Строятся сказки на уже знакомом детьми сюжете сказки. Эффективно использовать метод проблемного обучения. Как пройти красной шапочке, если впереди волк. Игровая форма упражнений поддерживает устойчивый интерес к их выполнению. Возможно додумывание сюжета, его изменение.
Также двигательные сказки могут использоваться в утреннее время.
В сюжет сказки можно включать разные игры, в том числе игры-эстафеты и спортивные игры.
Хочется отметить, что использование двигательных сказок создает положительный психологический настрой на занятии. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное – у детей развивается речь.
Игровые зарядки – Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса.
Ходьба: «Жил на свете пес лохматый,
Очень важный был.
Ранним утром спозаранку
Прогуляться выходил».
Здесь уже речь идет о логоритмике.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, темп дыхания, речевая и двигательная память.
Речевые приемы (во время выполнения комплексов ОРУ) – развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения. (Младшие дошкольники).
Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»
«Дровосек рубит дрова, ух!»
Наклоны: «Часики, тик-так» и др.
Спортивные термины - обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов.
Виды спорта: футбол, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.
Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка, скамейка, кегли, гири и др.
Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.
Считалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества. Считалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Стихи и песни на спортивную тематику, на тему ЗОЖ – повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса (Использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах).
Различные виды расчета при построении– развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения. (Старшие дошкольники).
«На 1,2 – рассчитайсь!»,
«По – порядку рассчитайсь!»
Соревновательная деятельность.
Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.
Используется на спортивных соревнованиях «Веселые старты» (недавно у нас проходили «Зимние веселые старты»….).
Также на спортивных соревнованиях, да и не только мы используем
загадки на тему спорта, ЗОЖ. Если зимние соревнования, то дети отгадывают загадки про зимние виды спорта.
Приветствия на соревнованиях ( Команда напротив: Физкульт- ура).
Ритмическая гимнастика (Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики) – это система физических упражнений, построенная на связи движений с ритмом. Выполняются комплексы ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение.
Особую роль здесь отведена использованию мячей-фитболов. Освоению каждого упражнения на мяче-фитболе способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь.
Упражнения на развитие мелкой моторики (Игры с мячом) – развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции, координации движений, равновесия. И здесь особую роль отводится именно упражнениям с мячом.
Доказано, что наиболее эффективным средством развития тонкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья является использование игр и игровых упражнений с предметами. Поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.
И ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.
Почему с мячом?
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы.
Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей.
С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в сочетании с речью крайне необходимо. Для детей с речевыми отклонениями проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
С целью обогащения словаря ребёнка в игру включаются задании такие как, брось мяч товарищу и назови: на слайде представлены игры, которые мы используем на интегрированных занятиях.
Дыхательная гимнастика – координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.
Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка. Еще И. Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»
Сухомлинский Василий Александрович «Ум ребенка на кончиках пальцев».
Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Вывод: Использование всех представленных вам форм, методов, приемов физкультурно-оздоровительной работы оказывает положительное влияние на развитие речи детей.
Таким образом считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физической культуры полезными и увлекательными.