Ирина Сидоренко
Консультация «Игры для дошкольников на развитие мышления»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как это можно использовать»
Ребёнку предлагается найти возможно большее число вариантов использования какого либо предмета. Например, называем слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.
«Говори наоборот»
а) Учим с ребёнком стихотворение
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – («низко»,
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь –(«близко»).
Публикация «Консультация „Игры для дошкольников на развитие мышления“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Скажу тебе я слово «трус» ответишь ты–(«храбрец»,
Теперь «начало» я скажу, ну, отвечай –( «конец»).
б) Предложить ребё нку: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький и т. п.
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребёнка.
весёлый – грустный, белый – чёрный,
быстрый – медленный, трусливый – храбрый,
красивый – безобразный, тяжёлый – лёгкий,
пустой – полный, трудолюбивый – ленивый,
худой – толстый, твёрдый – мягкий,
умный – глупый, шершавый – гладкий.
«Бывает – не бывает»
Называете какую – либо ситуацию и бросаете мяч ребёнку. ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.
Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребёнку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребёнок придумывает что – нибудь и бросает мяч вам. И так далее.
Папа ушёл на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьёт гнездо.
Почтальон принёс письмо.
Зайчик пошёл в школу.
Яблоко солёное.
Бегемот залез на дерево.
И так далее.
«Угадай»
Загадываем ребёнку загадки.
«Найди пару»
Нарисованы носки. Ребёнку даё тся задание: «Найди пару каждому носку»
«Лабиринты»
Прохождение лабиринтов разной сложности помогают развивать у детей наглядно – образное мышление, внимание, способность к самоконтролю.
«Числовые прятки»
Развивает мышление, внимание, навыки счёта.
На ровной поверхности раскладываются карточки с числами в произвольном порядке Ребёнок должен показать все числа по порядку от 1 до 10.
Один играющий отворачивается, а другой перемешивает все карточки и прячет одну из них. Первый должен как можно быстрее сказать какого числа не хватает.
Игра для развития мышления
Цель: по указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре, и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы, колесо -? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.
Стрелка – часы, колесо –
Колесо – круг, ковёр –
Белка – дупло, медведь –
Кофта – шерсть, шуба –
Магазин – продавец, больница –
Рыба - река, птица –
Ваза – стекло, кастрюля-
Молоко – масло, мясо –
Коза – капуста, белка –
Лошадь – сено, кошка –
Чай – печенье, суп –
Стул – спинка, корабль –
Ракета – космос, самолёт –
День – обед, вечер –
Инструмент – работа, кукла –
Охотник – ружьё, рыбак –
Слово – буква, дом –
Ногти – ножницы, борода –
Дождь – сырость, жара –
Лес – деревья, поле –
Лиса – хитрость, заяц –
Палец – кольцо, ухо –
Лимон – кислота, конфета –
Школа – ученик, больница –
Вулкан – извержение, река –
Задача – решение, вопрос –
Писатель – книга, скульптор –
Море – капля, толпа –
Автомобиль – дорога, поезд -
Поезд – станция, самолёт –
Цветок – бутон, листок –
Упражнение «Белый – черный»
Подбери к каждому слову противоположное.
Веселый - … Широкий - …
Высокий - … Добрый - …
Громкий - … Холодный - …
Твердый - … Быстрый - …
Старый - … Легкий - …
Темный - … Дорогой - …
Сухой - … Маленький - …
Упражнение «Узнай по описанию»
Желтые, красные, осенние (листья)
Бурый, косолапый, неуклюжий … (медведь)
Зеленый, продолговатый, сочный … (огурец)
Белое, пушистое, легкое … (облако)
Маленькая, серая, пугливая … (мышь)
Ветвистая, зеленая, колючая … (елка)
Старый, кирпичный, двухэтажный … (дом)
Сладкое, белое, холодное … (мороженое)
Красное, сладкое, спелое … (яблоко)
Солнечная, теплая, летняя … (погода)
Новая, красивая, интересная … (книга)
Пушистый, усатый, полосатый … (кот)
Дремучий, темный, сосновый … (лес)
Упражнение «Какое слово в каждом ряду лишнее»?
Объясни почему.
Щука, карась, окунь, рак.
Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.
Стол, стул, телевизор, шкаф.
Молоко, сливки, сыр, мясо, сметана.
Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.
Миша, Оля, Сережа, Ваня, Коля.
Утро, день, ночь, завтрак, вечер.
Жук, рыба, муравей, бабочка.
Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.
Груша, клубника, смородина, черника, малина.
Упражнение «Назови одним словом»
Бабочка, комар, стрекоза – насекомые
Береза, дуб, сосна - …
Стол, шкаф, диван - …
Ботинки, сапоги, кроссовки - …
Сыр, сметана, йогурт - …
Малина, клубника, смородина - …
Футбол, гимнастика, плавание - …
Утро, день, вечер - …
Вторник, среда, пятница - …
Сентябрь, май, июль - …
Пушкин, Чуковский, Маршак - …
Маша, Петя, Вася - …
Морковь, помидор, огурец - …
Персик, апельсин, яблоко - …
Свинья, корова, собака - …
Мяч, кукла, лото - …
Игра "Продолжи ряд"
Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.
Стол, стул, диван…
Творог, сыр, масло…
Врач, повар, летчик…
Сок, кефир, компот…
Шишка, жёлудь, орех…
Корабль, яхта, лодка…
Паровоз, электричка, трамвай…
Книга, альбом, блокнот…
Торшер, бра, настольная лампа…
Сосиски, колбаса, котлета…
Земляника, клюква, малина…
Сыроежка, лисичка, подберёзовик…
Сосна, берёза, липа…
Жасмин, шиповник, сирень…
Дождь, ветер, иней…
Игра для развития мышления
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
Цвет: цыплёнок, лимон, василёк.
Огурец, морковь, трава.
Халат врача, помидор, снег.
Форма: телевизор, книга, колесо.
Косынка, арбуз, палатка.
Величина: бегемот, муравей, слон.
Дом, карандаш, ложка.
Материал: банка, кастрюля, стакан.
Альбом, тетрадь, ручка.
Вкус: конфета, картошка, варенье.
Торт, селёдка, мороженое.
Вес: вата, гиря, штанга.
Мясорубка, перышко, гантели.
Бывает - не бывает
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д.
Отвечай быстро
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
Что на свете колючее?
Количество игроков: любое
Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок.
Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".
Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.
Придумай название
Количество игроков: любое
Дополнительно: книги со стихами
Подберите несколько небольших детских стихотворений (можно из сборников).
Читайте ребенку стихотворения не называя заголовка и, предложите малышу самому придумать каждому стихотворению какое-то название.
Игра научит малыша обобщать и выделять главную мысль в стихотворении.
Хорошо — плохо
Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Ведущий:
- Дождь.
Дети:
- Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.
Ведущий:
- Город.
Дети:
- Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Нужно - не нужно
Количество игроков: любое
Дополнительно: предметные картинки
Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант.
"Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей.
Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.