Татьяна Бурцева
Консультация для воспитателей «Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста»
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что нравственно-патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.
По мнению М. Д. Маханевой, А. В. Мудрика, В. И. Слободчикова базовым этапом формирования у детей чувства любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Знакомясь с родным городом через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях.
При реализации регионального компонента в образовательной среде дошкольного учреждения творческой группой детских садов города под научным руководством кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, Ресурсного центра и Департамента Мэрии города Тольятти была разработана программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Я живу на Самарской земле». При этом реализация регионального компонента в младшем дошкольном возрасте осталась за рамками исследований.
Следует отметить, что первые четыре года жизни ребенка, это годы активного вхождения ребенка в социальный мир, формирования первоначальных представлений об окружающей жизни, о правилах человеческого общения (Е. А. Смирнова, Д. Б. Эльконин).
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. И начинать его нужно с младшего возраста, постепенно расширяя представления детей о родном городе. Именно формирование представлений о родном городе как месте наиболее близком и доступном для понимания и познания младшего дошкольника является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики в реализации регионального компонента, требует разработки методики работы в данном направлении.
Одним из эффективных средств формирования представлений младших дошкольников о родном городе является игровая деятельность.
Опираясь на психологические возможности детей 3 - 4 лет, мы можем утверждать, что младшему дошкольнику характерен естественный интерес ко всему новому, неизвестному, характерна эмоциональность восприятия окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Исходя из этого, необходимо соблюдать следующие условия:
*при ознакомлении с родным городом необходимо опираться на имеющийся у ребенка опыт;
*знакомство с родным городом необходимо осуществлять на ярком, запоминающемся для младшего дошкольника материале;
*при ознакомлении с родным городом необходимо связать воспитательный процесс с окружающей жизнью и ближайшими и доступными для ребенка объектами.
Таким образом, при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста нужно основываться на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Сюжетно-ролевая игра способствует воспитанию нравственных чувств. Она обеспечивает такие переживания, которые в жизни еще ребенку недоступны. Именно в игре дети впервые могут пережить чувство гордости от совершения хороших поступков, для других людей и неодушевленных предметов. В игре находят свое отражение такие чувства поощряемые взрослыми как милосердие, сострадание, любовь к ближнему, родному дому, городу.
В процессе игры на доступных и понятных детям моделях домов, зданий, улиц, машин дети знакомятся со следующим содержанием тем, помогающим формировать представления о родном городе :
- "Где я живу"
Познакомить детей с родным городом, его названием, объектами, ближайшего окружения.
- "Дом городской и деревенский"
Познакомить детей с укладом жизни в городе и деревне; дать представление о предметах быта и их назначением.
- "Моя улица"
Знакомить детей с родным городом, с видами транспорта; развивать коммуникативные умения.
- "Экскурсия по микрорайону"
Также важно организовывать игровые ситуации со строительным материалом «Сделаем дорогу для машин», «Построим дом для кукол деревенский и городской», «Вот какая улица!», «Построим дом для домашних животных» проигрывались в группе как во время тематических недель «Мой город», так и в течение года в совместной деятельности с воспитателем.
Знакомство с городом начинается с ближайших улиц. Во второй младшей группе надо показывать и объяснять, что все дома расположены на определенных улицах. Улицы — длинные, а дома стоят разные и высокие многоэтажные и низкие одноэтажные. Детский сад находится на одной улице, а дома, в которых живут дети, могут быть на другой улице. У каждой улице есть свое название, а у каждого дома — свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома и номер своей квартиры