Юлия Зайцева
Консультация «Факторы воспитательного потенциала семьи»
▼ Скачать
Большинство семей можно классифицировать по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг: у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее.
Публикация «Консультация „Факторы воспитательного потенциала семьи“» размещена в разделах
Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные.
Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, где родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал.
Выделяют нейтральный тип семьи, где преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем.
К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие обшей культуры и духовных запросов. Образование родителей, как правило, ниже среднего. Никакой заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет. Дети стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых компаниях.
Неблагополучные семьи имеют дополнительные характеристики:
Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности, с трудом подавляемые негативные чувства друг к другу.
Вулканическая семья – в ней отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят. В таких семьях ребенок испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношении родителей.
Семья-санаторий – характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляет близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной.
Семья-театр – в ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются, трудности в воспитании прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями.
Семья – «третий лишний» – родительство в ней воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием родители занимаются от случая к случаю, у детей воспитывается неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.
«Семья с кумиром» – в ней ребенок единственное, что скрепляет супружеские отношения.
«Семья-маскарад» отличается несогласованностью жизненных целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности, порождает внутренний конфликт и нервное перевозбуждение.
Семья переводится с латинского – голод.
Семья – это малая группа, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных отношениях, то есть между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Семья отличается от любой другой малой группы тем, что все члены семьи допускаются на интимное расстояние. Это важный диагностический фактор, при напряженных или конфликтных отношениях происходит отстранение.
Система ценностей и правил:
"Зрелая " семья :
- основной ценностью является уважение к личности каждого члена семьи
- правила соответствуют реальным ценностям,
- любой конфликт используется для личностного роста,
- в воспитании проблемные ситуации используются в качестве обучающих, родители демонстрируют адаптивные формы соц. поведения,
- все правила принимаются по общей договоренности.
"Проблемные семьи"
- общих правил в семье может не быть,
- могут быть различного рода манипуляции
- любая сложная ситуация только усугубляет характер взаимоотношений.
- в воспитании или авторитарные или попустительские методы,
- декларируются одни соц. ценности и нормы, а реально демонстрируются другие.
Кризисы семейной жизни
1. Зачатие, беременность, рождение ребенка
2. Начало освоения ребенком человеческой речи (2-3)
3. Налаживание ребенком отношений с окружающей средой (7 лет)
4. Подростковый возраст
5. Кризис, связанный с уходом детей из дома
6. Новые детские семьи и новые роли
7. Климактерические явления у женщин и снижение сексуальности у мужчин (кризис 40 лет)
8. Смерть одного из супругов.
Свойство кризисов.
- усиление и наложение
- смена последовательности
- дублирование (за счет рождения второго ребенка)
- отсутствие детей.
Берегите и цените свои семьи!