Юлия Червякова
Консультация «Должны ли мы позволить детям выиграть»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Должны ли мы позволить детям выиграть?»
Для маленьких детей игра является просто развлечением, и победа или поражение не имеют для них особого значения. Однако с возрастом дети могут начать расстраиваться или сердиться из-за проигрыша, а иногда даже теряют интерес к игре. Как в такой ситуации мы можем им помочь? Стоит ли нам всегда позволять детям выигрывать, когда мы играем с ними?
Виды игр:
1. Игры, основанные на случайности
Первыми играми, где есть победители и проигравшие, часто становятся те, где результат зависит исключительно от удачи, например, игры-бродилки. В таких играх все участники находятся в равных условиях, и у ребенка есть те же шансы на победу, что и у взрослого.
Эти игры учат ребенка принимать, что сегодня он может проиграть, а завтра — выиграть. Если ребенок проигрывает, вы можете поддержать его словами: "Тебе просто не повезло. Давай попробуем снова, и, возможно, ты победишь в следующий раз!"
Однако даже поражение, зависящее только от случая, может расстроить ребенка. Перед началом игры напомните ему, что вероятность выиграть или проиграть одинакова. Чтобы наглядно объяснить принцип случайности, можно показать это, подбрасывая монетку.
2. Настольные игры
Примерно с 4 лет, а иногда и раньше, дети начинают интересоваться настольными играми, такими как шашки, Мемори, домино или крестики-нолики. Эти игры развивают память, логику, интуицию и стратегическое мышление. Они также предполагают наличие чётких правил, которых должны придерживаться все участники.
Важно поддерживать интерес ребенка к игре, независимо от того, выигрывает он или проигрывает. Во время таких игр дети учатся соблюдать правила, избегать жульничества, справляться с разочарованием и направлять свои эмоции в конструктивное русло.
Попробуйте предложить ребенку разные виды настольных игр. Возможно, некоторые из них будут ему особенно интересны. Учитывайте его предпочтения, чтобы игровой процесс был увлекательным и полезным.
Позвольте детям побеждать, но не всегда
Чтобы научиться достойно проигрывать, ребенок сначала должен испытать радость победы. Успех в игре помогает ему обрести уверенность в своих силах. Когда ребенок неоднократно выигрывает в играх с вами, он становится более уверенным, что облегчает принятие поражений в играх с другими детьми.
Перед началом игры спросите у ребенка, хочет ли он просто победить или чтобы все играли строго по правилам. Это поможет вам подстроиться под его эмоциональное состояние, которое может меняться в зависимости от настроения, усталости или предыдущих неудач. Важно объяснить, что такой выбор возможен только дома. Со временем ребенок сам начнет соблюдать правила, даже играя с вами.
Не следует постоянно позволять ребенку побеждать. Если он всегда выигрывает, у него может сложиться ложное ощущение превосходства, что приведет к сильному разочарованию при проигрыше в игре с другими. Однако и постоянные поражения могут лишить его интереса к игре. Лучший подход — чередовать победы и поражения. Случайные победы мотивируют ребенка продолжать играть и совершенствовать свои навыки.
Проигрывать родителям обычно легче, чем сверстникам. Вы являетесь для ребенка авторитетом, и победа над вами кажется ему закономерной. А вот проигрыш сверстнику, которого ребенок считает равным себе, может восприниматься болезненно.
После проигрыша сосредоточьтесь не на результате, а на самом процессе игры. Скажите ребенку, как приятно было играть вместе, отметьте его старания: "Ты здорово старался!", "Мне было весело с тобой играть!"
Как научить ребенка быть хорошим игроком
Если ваш ребенок бурно реагирует на проигрыш, игра с вами может стать хорошей тренировкой. Во время таких игр отметьте его успехи и поведение: "Ты отлично справился, подождал своей очереди. Играть с тобой было очень весело!" Это поможет ему почувствовать уверенность и радость от процесса игры.
Командные игры также могут облегчить восприятие поражений. Когда ребенок играет в команде, ответственность за проигрыш делится между всеми, что делает ситуацию менее напряженной. А в случае победы он будет гордиться своим вкладом в успех команды.
Если ребенок особенно тяжело переживает проигрыши, предложите ему кооперативные игры, где все работают вместе ради одной цели, и нет победителей и проигравших. Например, пазлы, парные рисунки или "придумай историю" помогают развивать чувство сотрудничества. Совместные мероприятия, такие как сбор яблок или поиск сокровищ на прогулке, также учат ребенка достигать результата вместе с другими.
Важно помочь ребенку справляться с эмоциями, которые возникают при проигрыше. Он может чувствовать разочарование, злость или грусть, а иногда даже думать, что он хуже других. В таких случаях поддержите его словами:
"Обидно, когда игра складывается не так, как хотелось. "
"Я вижу, что ты расстроен, и это нормально. "
"Тебе грустно, потому что ты очень хотел победить. "
Помогая ребенку выражать свои чувства словами, вы учите его управлять эмоциями. Объясните, что проигрыш — это не показатель того, что он хуже, а победа — не гарантия превосходства. Главное — получать удовольствие от процесса игры и общения.
Показывайте пример
Ваше отношение к проигрышу становится важным примером для ребенка. Если вы демонстрируете спокойствие и позитивное восприятие ситуации, ребенок будет учиться поступать так же.
Покажите, что разочарование при проигрыше — это естественно, но не стоит придавать этому большого значения. Скажите что-то вроде: "Мне хотелось выиграть, но в следующий раз я постараюсь лучше!" или "Я думал, что победа будет за мной, но я буду тренироваться, чтобы улучшить свои навыки. "
Поясните, что ошибки и просьбы о помощи — это нормально. Например, спросите у ребенка: "Как бы ты поступил на моем месте?" или "Можешь помочь мне в следующий раз?" Это даст ребенку возможность продемонстрировать свои умения, что повысит его уверенность.
Обратите внимание на то, как в вашей семье обсуждаются и воспринимаются неудачи — в учебе, на работе, в спорте. Ребенок будет повторять то, что чаще видит и слышит.
Некоторые родители используют соревнования, чтобы ускорить выполнение задач: "Кто быстрее наденет пижаму?" или "Кто первым уберет комнату?" Однако такая стратегия может оказаться неэффективной. Медлительный ребенок, понимая, что все равно проиграет, может даже не пытаться ускориться. Вместо этого лучше сосредоточьтесь на сотрудничестве и поддержке.
Подводим итоги
Обратите внимание на старания каждого ребенка. Один может быть особенно ловким и быстро одеваться, а другой — активно помогать накрывать на стол. Подчеркните, что вы цените вклад каждого, ведь это командная работа, а не соревнование друг с другом.
Победа помогает ребенку обрести уверенность в себе, что впоследствии учит его достойно принимать поражения. Однако не стоит позволять ему побеждать всегда.
Делайте акцент на удовольствии от совместной игры, а не на её результате.
Ваше отношение к поражению служит примером для ребенка и помогает ему вырабатывать правильное отношение к неудачам.