Гореликова Оксана Константиновна
Консультация для воспитателей. Игровая деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Всем доброго дня,сегодня
хочю поговорить с вами на тему"Игровая леятельность детей".
Особенности организации игровой деятельности в старшей группе ДОУ
В. В. Давыдов выделяет два
основных вида детских игр : игры со скрытыми правилами — сюжетно-ролевые игры (правила определяются сюжетом и ролью); игры с открытыми (фиксированными) правилами — дидактические, подвижные, развивающие, большинство музыкальных игр, игры-забавы.
Публикация «Консультация для воспитателей, Игровая деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Наиболее часто в педагогике идет разделение игр на 2группы: творческие игры и игры с правилами.
Игра уникальна тем, что она объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без всяких принуждений. Играя, ребёнок формируется как личность. Однако игра постепенно вытесняется из системы дошкольного образования при работе со старшими группами.
Приоритетными становятся обучающие занятия, а педагоги ориентированы на подготовку детей к школе, используя современные образовательные достижения. Игра начинает рассматриваться лишь как развлечение, способ организации досуга, в лучшем случае как средство обучения. Самоценность игры утрачивается, игры примитивизируются, что, по оценкам специалистов, отрицательно влияет на развитие детей в дальнейшем.
Значение игровой деятельности для детей старшей группы ДОУ:
Игра — как известно,ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она характеризуется следующими особенностями:
символизм, в детских играх часто реальные предметы и ситуации заменяются символическими, имитирующими реальные — обычная палочка может быть и лошадкой, и машинкой, и много чем ещё;
реализм, поскольку дети сами участвуют в играх, согласуют друг с другом план реальных действий, договариваются о правилах, распределяют роли;
подражание, в игре ребёнок воссоздаёт другие виды деятельности, которые наблюдает (учит, как учитель, и т. п.);
свобода, очевидно, что ребёнок выбирает игру и играет без принуждения;
игра — это деятельность, которая несёт в себе всегда радость.
Организуя игровую деятельность, воспитатель должен быть ориентирован на гармоничное развитие и воспитание детей в игре, это его главная цель. В соответствии с требованиями ФОП, развитие ребёнка должно охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое направления. Следовательно, все эти направления должны находить своё отражение и в игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Задачи мы ставим при организации игры:
Известный российский психолог, специалист по психологии Н. Е. Веракса, дифференцируя задачи игровой деятельности в зависимости от возраста детей, определяет следующие важные моменты для старшей группы дошкольников (детей 5–6 лет) :
развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься;
умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
воспитывать уважительное отношение к окружающим;
формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
расширить представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада, дома;
обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.);
побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.);
показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Виды игр в старшей группе детского сада
Организуя игровую деятельность в группе, воспитатель обязательно задаётся вопросом о том, какие виды игр существуют. От этого зависит подход к организации игры: проектирование игрового пространства, подбор материала, планируемые образовательные результаты и др.
Класс игр их виды:
Самостоятельные игры, возникающие по инициативе детей
Самостоятельные творческие игры:
сюжетно-ролевые,
режиссёрские,
театрализованные;
игры-экспериментирование.
Игры, инициируемые взрослым с дидактическими целями
Обучающие:
дидактические,
подвижные;
досуговые:
игры-забавы,
игры-развлечения,
интеллектуальные,
театрально-постановочные.
Возникающие по инициативе как взрослого, так и ребёнка, базирующиеся на традициях этноса
Традиционные (народные).
Современная классификация игр дошкольников
Группа игр и виды:
Творческие
Сюжетно-ролевые,
режиссёрские,
театрализованные,
игры-драматизации,
строительно-конструктивные.
Игры с правилами
Дидактические:
по содержанию:
речевые,
математические,
природоведческие и др. ;
по дидактическому материалу:
игры с предметами,
настольно-печатные,
словесные.
Подвижные:
по степени подвижности:
малой,
средней,
высокой.
по преобладающим движениям:
с перебежками,
прыжками и др. ;
по предметам:
с мячом,
обручами и др.
Дошкольники старшей группы — это дети в возрасте 5–6 лет. Психофизическое развитие, соответствующее этому возрасту, позволяет ребятам участвовать во всех видах игр. В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, это период овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением. Дошкольник начинает чётко различать реально существующее и вымышленное. Формируется способность к саморегуляции, ребёнок готов к соблюдению правил, в игровом взаимодействии лидирующие позиции начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Старший дошкольник в значительной степени ориентирован на сверстников, испытывает потребность во взаимодействии, у него появляется чувствительность к мнениям и оценкам сверстников. Свои предпочтения во взаимодействии с другими детьми ребёнок объясняет их успешностью в игре.
Творческие игры в старшей группе ДОУ
Творческие игры ещё называют свободными. Это забавы, в которых ребёнок мобилизует и реализует свою выдумку, фантазию, творческий потенциал. Старший дошкольный возраст — период расцвета фантазирования. Свободная игровая деятельность детей не исключает участия в ней взрослого, воспитатель может выступать как в роли активного участника, так и в роли наблюдателя, а также неявного помощника.
Сюжетно-ролевые игры
Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Дети самостоятельно выбирают тему игры, организуют игровое пространство, обеспечивают себя необходимыми материалами. Главное, что такая игра, как зеркало, отражает отношение воспитанников к тому событию, которое разыгрывается.
Играть в сюжетно-ролевые игры дети начинают примерно с трёхлетнего возраста. Ребята шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и придерживаться выбранного ролевого поведения до её конца, их действия все более разнообразны и содержательны. Этот возраст предполагает готовность к выполнению неприятных, но обязательных действий, например, приводить игровое пространство в исходное состояние.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники приобретают новые модели поведения. Старшие дошкольники начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость определённых позиций, поэтому ведущие роли (врач, учитель и т. п.) становятся для них более привлекательными, чем подчинённые (пациент, ученик и т. п.). Воспитатель должен помнить, что в этом возрасте дети крайне неохотно принимают роли, не соответствующие их полу. Актуальна для этого возраста проблема распределения ролей и возникновение на этой почве конфликтных ситуаций. Отсюда закономерно вытекает ключевая роль воспитателя — регулировать контакты в совместной игре: учить мириться, приходить к компромиссу, убеждать и т. д. Помимо этого, педагог может способствовать обогащению знакомой игры новыми вводными, например, путём расширения состава ролей, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
Режиссёрские игры
Режиссёрские игры часто рассматриваются как разновидность сюжетно-ролевых, их реализация происходит через роли, которые ребёнок передаёт игрушкам. В такой игре малыш выступает в качестве режиссёра, сценариста и актёров, действует от имени разных персонажей-игрушек, перемещает их в игровом пространстве, управляет игровой ситуацией в целом.
Как правило, такая игра появляется на третьем году жизни и имеет индивидуальный характер. К старшему дошкольному возрасту режиссёрская игра модифицируется. Во-первых, изменяется состав участников, ребёнок играет не в одиночку, а совместно с другими детьми. Во-вторых, изменяется сложность игры, если в младшем дошкольном возрасте активных персонажей режиссёрской игры обычно не более 2–3, то количество персонажей увеличивается не только в коллективной игре, но и в индивидуальных режиссёрских играх старших дошкольников.
Режиссёрские игры по своей сути интимны, индивидуальны, дети стремятся к уединению, что не предполагает руководства со стороны педагога. Тем не менее взрослый может развивать режиссёрские игры дошкольников опосредованно, через создание игровых условий и подбор игрового материала. Детей 5–6 лет привлекают детали игрового поля, мелкие игрушки, которых должно быть достаточное количество. Рекомендуется также давать детям шестого года жизни «пустые кубики», которые они смогут оформлять в соответствии с сюжетом игры. В некоторых ДОУ внедряются архитектурно-дизайнерские новации в виде многоярусных игровых зон, уединённых пространств в виде ниш, используется крупное игровое оборудование (домики, вагончики, ширмы). Крупное игровое оборудование очень нравится детям и создает условия для разнообразных игровых ситуаций.
Театрализованные игры, игры - драматизации
Театрализованные игры обычно представляют собой сценки из литературных произведений, в которых дети занимают позицию актёров, показывающих спектакль. Ребята 5–6 лет способны принимать активное участие в оформлении декораций и костюмов, пригласительных билетов. Старшие дошкольники, в отличие от малышей, способны и готовы самостоятельно выбрать произведение и распределить роли. Такие игры ориентированы на зрителя, в их подготовке могут принимать участие родители.
Педагогическое руководство театрализованной игрой заключается в координации и организации деятельности детей, помощи в оформлении игрового пространства (сооружение сцены, решение технических вопросов, поощрении творческой инициативы ребят, целенаправленном усложнении за счёт постановки перед дошкольниками всё более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач. Педагог учит детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. Важным моментом является рефлексия. Чтобы её осуществить наиболее предметно, можно проводить видео- и фотосъёмку. Для театрализованных игр потребуются соответствующие атрибуты, к изготовлению которых привлекаются воспитанники.
Строительно-конструктивные игры
Содержанием строительно-конструктивных игр является созидание с использованием строительного материала: специально созданного (различные виды конструкторов, наборы «Юный архитектор» и др., природного, подсобного (коробки, ящики и др.). Такие игры часто интегрированы с другими забавами, например, при конструировании сцены для театрализованной игры.
Игровые действия (конструктивные умения) в такой игре невозможны без специального обучения. В дошкольной педагогике подробно разработаны методики обучения детей конструктивным умениям, в их основе находится демонстрация образца и приёмов конструирования, постановка проблемной задачи, сообщение темы и условий конструирования. Для дошкольников старшей группы, уже имеющих навыки конструирования, методика усложняется: демонстрируется лишь часть образца или его рисунок, ставится задача изменить образец; показывают только незнакомые, новые приёмы конструирования; применяется более сложный строительный материал. Например, предлагается построить аналогичный дом, но большей этажности, с другими архитектурными элементами. Перед детьми старшей группы уже может ставиться задача составления схемы или чертежа будущей постройки, т. е. делаются первые шаги к проектной деятельности.
Демонстрация образца и приёмов конструирования — неотъемлемый компонент методики обучения детей конструктивным умениям.
Игры с правилами
Дидактические игры в старшей группе
Игры, в которых инициатором выступает взрослый, направлены на решение дидактических (обучающих задач). Их ещё называют «рубежными», т. е. они представляют собой переходную форму от игровой деятельности к неигровой. Они созданы специально народной или научной педагогикой. Обучение в лёгкой и непринуждённой форме, где ребёнок получает удовольствие от выигрыша, самой игровой активности, а образовательный результат для него лишь побочный продукт — вот специфическая черта таких игр. Воспитатель добивается решения дидактических задач незаметно для детей — это главное условие.
Учитывая, что воспитатель выступает инициатором игры, его роль является ведущей и для детей старшей группы будет заключаться в том, чтобы организовать игру, научить подчиняться правилам. Основные обучающие задачи, заложенные в дидактические игры старших дошкольников: развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи, сенсорных способностей детей на повышенных уровнях. Решая эти задачи, воспитатель исходит из того, что 5–6-летние дети способны научиться сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках, объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое, определять изменения в расположении предметов. Во время дидактических игр формируется готовность действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.); воспитываются такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, культура честного соперничества.
Дидактические игры с предметами
Дидактические игры с предметами (дидактическими материалами) структурно состоят из обучающей (дидактической) задачи, которая для детей формулируется как игровая, игровых действий и правил. Все эти компоненты тесно связаны между собой, и усложняются по мере взросления детей. Например, совершая имитационные движения, старшие дошкольники показывают не отдельный признак имитируемого, а предполагают воссоздание цельного образа («Угадай персонажа», «Из какой я сказки/мультфильма?», играя, демонстрируют не отдельное действие, а их множество в рамках заданной роли (доктора, учителя и т. д.). Правила также усложняются, наполняются новым содержанием — критерии выбора водящего, последствия проигрыша и др. Игровой материал для дидактических игр с предметами ограничивается только фантазией.
Готовые наборы для дидактических игр привлекают дошкольников своим разнообразием и яркими цветами. В качестве элементов дидактических пособий широко используется природный материал. Это могут быть шишки, каштаны, орехи, ракушки, веточки и др. Используемый в дидактических играх природный материал не только развивает воображение, смекалку, но и знакомит с природой родного края. Для детей старшего дошкольного возраста важны навыки, связанные с развитием умения ориентироваться в пространстве, координации движений, мелкой и крупной моторики. Эти задачи решаются посредством игры с дидактическими игрушками моторного характера, например, бильбоке.
Бильбоке (фр. bilboquet) — игрушка в виде шарика, прикреплённого к палочке. Игра заключается в подбрасывании шарика и попытке поймать его концом палочки. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд. В XIX в. разновидности бильбоке встречались во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, Японии и были невероятно популярны.
Игра бильбоке отлично развивает координацию движений. Подобную игрушку дети могут сделать из подручного материала на занятиях по ИЗО с помощью педагога либо дома вместе с родителями.
Настольно-печатные игры
Они основываются преимущественно на поиске парности картинок. Это игры типа «Лото», «Домино», «Лабиринт», «Пазлы». Для старших дошкольников задача усложняется, простое узнавание замещается поиском пары среди предметов, отличающихся пространственным расположением, стилистикой изображения, формой, особенностями окраски и др. Лабиринты более сложные, пазлы содержат большее количество фрагментов. Лото для старших дошкольников усложняется пространственным и цветовым изменением объектов.
Словесные игры
Словесные игры не требуют игрового материала и специальной организации пространства. Решение обучающей задачи ребёнком проходит в виде мыслительного процесса. Такие игры наиболее соответствуют 5–6-летнему возрасту детей, для малышей они сложны. Эти забавы имеют форму игр-загадок, игр-угадалок («Когда это бывает?», игр-предположений («Что было бы, если?», разбора ситуаций («Бывает — не бывает», сочинительства («Давайте придумаем!»).
Подвижные игры
Подвижные игры для старших дошкольников обычно содержат соревновательный элемент, они ориентируют детей на успех и лидерство («Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто выше?»). Совместные действия в подвижных играх сближают ребят, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха, закладывают основы командообразования. В них проявляется естественная потребность ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Подвижные игры вызывают положительные эмоции, развивают многие психофизические процессы, задействуют разные группы мышц. Могут проводиться как в помещении, так и на воздухе, часто интегрированы в другие игры и занятия, например, физкультурные, в виде спортивных игр. Многие подвижные игры имеют народные корни.
Подготовка и проведение игр в старшей группе детского сада
Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста в ДОУ сокращается в силу ряда причин, и одна из них, по отзывам педагогов-воспитателей, — недостаток времени. Тем не менее, время на игру заложено в любой комплексной программе дошкольного воспитания. Анализ инструктивно-методического письма «О гигиенических требованиях…», СанПиНов, программ и предлагаемых в них режимов дня позволяет сделать вывод, что в течение дня 3–3,5 часа может быть отведено на игру. Важна мотивация педагогов на рациональное распределение этого времени в игровых целях. Руководствуясь принципом включения образовательных игр, игровых приёмов и моментов во все виды детской деятельности и общение воспитателя со своими подопечными, педагог может уберечь ребят от распространённого сегодня «игрового дефицита».
Организовать игровую деятельность детей старшей группы в ДОУ — это значит:
создать условия для развития самостоятельной игровой деятельности детей, а также игровых ситуаций, в которых им нужна помощь;
формировать разнообразные игровые навыки и конструктивные (культурные, бесконфликтные) формы игры;
развивать интерес к играм разных видов и степени сложности.
Чтобы обеспечить выполнение этих требований, воспитатель должен хорошо ориентироваться в детской субкультуре. Например, наблюдая за дошкольниками понимать, какие события и ситуации воспроизводят играющие ребята; отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого она развита недостаточно. Особого внимания педагога требует ситуация, когда ребёнок повторяет однообразные сюжетные эпизоды, затрудняется исполнять разные роли в одной сюжетно-ролевой игре, придумать новый вариант сюжета или новую роль, испытывает затруднения в согласовании действий с партнёрами-сверстниками, вступает в конфликты.
Предметно-пространственная игровая среда
Определённых знаний и усилий требует организация предметно-пространственной среды, которая должна стимулировать детскую игровую активность, постоянно обновляться, трансформироваться в соответствии с актуальными потребностями детей и задачами педагогов.
Планирование игровой деятельности
Организация игровой деятельности детей не может быть спонтанной, реализация этой профессиональной функции педагогом предполагает подготовку в виде планирования. Воспитатель разрабатывает перспективный план игр на определённый период — от недели до года. Этот документ служит опорой для педагога при организации игровой деятельности. По ходу работы в этот план могут и должны вноситься ситуационные коррективы. Однако составляя план, педагог должен осознавать, что игровая деятельность носит творческий характер и не может быть замкнута в жёсткие рамки.
Организация игры, если это игра с правилами, инициирована взрослым и имеет дидактические задачи, а также предполагает предварительную подготовку в виде разработки конспекта.
Анализ и оценка сформированности игровых навыков детей 5–6 лет в ДОУ
Чтобы воспитатель имел представление об эффективности своей работы по организации игровой деятельности детей, используется механизм оценки. Основной метод диагностики — наблюдение. Удобным и информативным для воспитателя будет анализ игровой деятельности по семи ключевым критериям:
как ребёнок участвует в распределении ролей;
какое содержание игры предпочитает;
осуществление воспитанником ролевого поведения;
разнообразие демонстрируемых игровых действий;
способность или неспособность к использованию многофункционального игрового материала;
богатство ролевой речи;
понимание игровых правил и чёткое выполнение их на протяжении игры.
Дошкольное детство — это короткий, но очень важный период. В эти годы происходит становление личности, формируются первичные знания и представления об окружающей жизни, отношения со сверстниками и другими людьми, вырабатываются привычки правильного поведения. Ведущую роль в формировании личностных качеств ребёнка выполняет игровая деятельность, которая не утрачивает свою роль в старших группах детского сада. Грамотно организованная игра позволяет дошкольникам в лёгкойполучить и непринуждённой форме освоить новые модели поведения, знания и сформировать характер.
Играйте на здоровье!
По теме: методические разработки,