Ольга Повеликина
Организация труда в природе (средняя группа).
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по организации труда в природе (средняя группа).
Тема : «Осенняя посадка чеснока» средняя группа.
Программное содержание:
Воспитательная: Воспитывать самостоятельность и желание трудиться сообща; умение радоваться после успешно сделанной работы.
Развивающая: Обобщить и закрепить знания детей об овощных культурах и их использовании. Знакомить со способами подготовки почвы под посадку овощей и особенностями их сезонного роста и развития.
Публикация «Организация труда в природе (средняя группа),» размещена в разделах
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Образовательная: Упражнять детей в правильной посадке чеснока и аккуратном пользовании инвентарем, развивать навыки ухода за культурными растениями.
Материалы и оборудование: ведерко с чесноком, грабельки, шнур с 2-мя колышками, лейка с водой, линейка с яркой меткой (15см, влажные салфетки (по количеству детей).
Предварительная работа
1. Вскопать грядку под чеснок за день до посадки.
2. Беседа на тему: «Витамины с грядки». Отгадывание и загадывание загадок про овощи.
3. Д/и «Корешки-вершки», «Что сначала, что потом?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус».
4. Изготовление таблицы – плаката для сезонного наблюдения за чесноком.
Словарь: чешуйки, борозда, зубчик, головка, заделывать, втыкать, заглублять.
Ход занятия
Первый этап занятия (проводится в группе)
Воспитатель: Ребята я хочу загадать вам загадку:
«Урожаи собираю, птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю, но не касаюсь сосен
Иду к вам (Осень)
Дети: Это осень.
Воспитатель: А по каким приметам вы её узнаете?
Дети: Листья жёлтые и падают, холодно.
Воспитатель: Осенью у всех много хлопот. И птицы и звери стараются сделать на зиму припасы. А что люди убирают осенью на полях, в садах?
Дети: Овощи и фрукты.
Воспитатель: Но осенью можно не только собирать овощи, но сеять и сажать, например, осенью можно посеять морковку и петрушку, посадить лук, чеснок. Вспомните, когда мы сеяли семена цветов и овощей?
Дети: Весной.
Воспитатель: Есть растения, у которых семена и луковицы не боятся зимних морозов, поэтому их можно сажать осенью. А какое время года будет после осени?
Дети: Будет зима.
Воспитатель: Только для того чтобы получить хороший урожай, людям надо много потрудиться. Не зря придумали пословицу, вспомните её.
Дети: «В землю не положишь и с земли не возьмёшь».
Воспитатель: А что мы сегодня положим в землю, вы отгадайте:
Не корень, а в земле не хлеб, а на столе.
И к пище приправа, и на микробов управа.
Дети: Это чеснок.
Воспитатель: А зачем нам нужен чеснок?
Дети отвечают, что он помогает от простуды, в нём есть витамины.
Воспитатель: Прежде, чем сажать чеснок его надо подготовить к посадке. Это сейчас мы и будем делать.
Воспитатель выставляет на стол поднос с чесноком и предлагает детям выбрать тот чеснок, который они хотели бы посадить.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой чеснок лучше для посадки: большой или маленький.
Дети дают свои ответы. Воспитатель объясняет, что правы те дети, которые сказали, что для посадки лучше выбирать большой чеснок. Он более крепкий, лучше перезимует в земле и даст хороший урожай. Дальше дети обследует чеснок, попутно идет словарная работа (у чеснока есть головка, она покрыта чешуйками, а под ними зубчики). В результате обследования установили, что чешуйки тонкие, сухие, шуршащие и легко отделяются от головки. Сама же головка твердая, плотная.
Воспитатель: Головку чеснока надо разделить на отдельные зубчики. Но вам, дети, без разминки трудно это будет сделать.
Пальчиковая гимнастика: «Помощники»
Практическая работа
Дети разделяют головки на отдельные зубчики. Воспитатель предлагает сосчитать, сколько зубчиков в одной головке. Дети пересчитывают 4, 5, 6.
Воспитатель: Вот из каждого зубчика и вырастет целая головка чеснока, в которой будет много зубчиков. Теперь чеснок готов для посадки в почву, но сначала давайте еще раз вспомним последовательность работы.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Второй этап занятия (проводится на участке)
Практическая деятельность
Перед работой беседа с детьми о правилах труда в природе и правилах безопасности при работе с инвентарем.
Дети с помощью воспитателя договариваются, кто что будет делать:
- еще раз грабельками взрыхлить грядку (не затаптывая ее, чтоб не было комочков
- с помощью шнура делаются бороздки
- по очереди втыкать зубчики в бороздку с помощью мерной линейки.
Воспитатель объясняет, что чеснок надо сажать на заданном линейкой расстоянии в борозде, чтобы ему не тесно было. Проводится эксперимент. Воспитатель предлагает детям стать в плотную шеренгу, плечом к плечу и развести сначала руки в стороны, а потом согнуть в локтях. Дети мешают друг другу. Потом дети размыкают шеренгу на вытянутые руки и выполняют тоже движение. Упражнение получилось легко. Можно сделать выводы, что для того чтобы корешки чеснока не мешали друг другу, зубчики надо сажать на ширину метки.
Воспитатель: но нужно соблюдать не только ширину между зубчиками, но и глубину заделки их в землю. Что будет если, мы их очень глубоко посадим?.
Дети затрудняются с ответом.
Воспитатель: Если посадить зубчики глубоко, то их нежным листикам трудно будет пробиться сквозь землю к солнышку, а если наоборот чуть-чуть присыпать землей, то осенние дожди вымоют его из почвы и он погибнет.
И так, что мы сейчас будем делать?
Дети: Мы посадим чеснок
В черную земельку
В мягкую постельку.
Чтобы дети не затоптали грядку, воспитатель предлагает им сажать чеснок по очереди и наблюдать каким концом дети втыкают в почву зубчики.
Воспитатель: Но это не просто земля (показывая ком земли) это почва, а в ней хорошо растут, разные растения. А кто в ней живет?
Дети: червячки, жучки, муравьи, мышки.
Воспитатель: Правильно, земля дом родной для всех кто живет в ней и на ней.
Послушайте стихотворение:
Возьми комок земли
В нем корешки цветов живут,
Он червякам дает приют
В нем влага, воздух, перегной,
Он часть земли твоей родной.
А теперь вспомните, как правильно зубчики втыкать в землю?
Дети: хвостиком вверх.
Воспитатель: что из него вырастет?
Дети: листья.
Воспитатель: а с нижней части зубчика, что вырастет?
Дети: корешки.
Воспитатель: куда растут листики?
Дети: Вверх, к солнышку.
Воспитатель: А куда будут расти корешки?
Дети: Вниз.
Дидактическая игра «Корешки – вершки»
Воспитатель помогает затрудняющимся детям отмерять меркой расстояние между зубчиками, напоминая при этом, чтобы их не сильно вдавливали, так как после посадки чеснока бороздки заравниваются грабельками.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, земля сухая в бороздках или влажная?
Дети отвечают по-разному.
Воспитатель объясняет, что зимой часто идут дожди, и если земля влажная, то поливать бороздки не надо, а если сухая, то можно их полить из лейки. После посадки чеснока все бороздки аккуратно засыпает кто-нибудь из детей с помощью воспитателя.
Воспитатель: Вот какая красивая получилась грядка, давайте все ею полюбуемся и попросим чеснок расти:
Дети: Ты, чеснок, уродись! Ты расти глубоко вниз!
И над грядкой, над землей выкинь листик молодой.
Воспитатель: Теперь он будет расти, а мы за ним ухаживать и наблюдать за его ростом. Что у него появится над землей, как мы узнаем, что он растет?
Дети: у него вырастут листики.
Воспитатель: сначала они будут совсем маленькие, потом чуть больше, а потом придет зима и спрячет их под снегом, пускай спит чеснок. Какое время года придет после зимы?
Дети: Весна наступит.
Воспитатель: А весной природа просыпается, проснется и чеснок. Как мы узнаем, что он проснулся?
Дети: Листики вырастут.
Воспитатель: Вот как листики растут, мы и будем отмечать в нашей таблице наблюдений, а кончится, весна придет…
Дети: Лето.
Воспитатель: Тогда мы и соберем наш урожай. Вот как долго надо расти чесночку, чтобы созреть.
Вы сегодня славно потрудились, молодцы, я вами горжусь.
Теперь как в пословице: «Кончил дело –
Дети: Гуляй смело!
Воспитатель: Можно и поиграть.
Подвижная игра: «Есть у нас огород».
Воспитатель: наше занятие закончилось, что нам осталось сделать?
Дети отвечают, что надо собрать и почистить инструменты, привести в порядок свою одежду, обувь и протереть руки влажными салфетками.
Последующая работа
Со дня посадки и до сбора урожая дети вместе с воспитателем продолжали ухаживать за грядкой (поливали, пропалывали) и наблюдали. Свои наблюдения отражали в альбоме наблюдений – через аппликацию листиков и головки чеснока. В конце июня чеснок выкопали, измерили ведерком объем урожая и сравнили, сколько сажали и сколько выросло. Дети наглядно увидели, что из 1 зубчика выросло 5 – 6 зубчиков в одной головке чеснока. Они очень гордились своим трудом и радовались, что можно всех угостить чесноком и всем подряд загадывали про него загадку:
«Маленький, горький, луку брат
Он помочь нам очень рад
Расти здоровыми и сильными
Бодрыми, красивыми».