Портянова Ольга Сергеевна
Организация работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Начав работу, поставила перед собой следующие задачи:
- знакомство с режимом дня в детском учреждении;
- знакомство родителей с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;
- показ родителям методов и приёмов взаимодействия с детьми во время непосредственно- образовательной деятельности с воспитателем,и образовательной деятельности в режимных моментах;
Публикация «Организация работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ» размещена в разделах
-формирование определённых навыков у детей в соответствии с возрастом;
-установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;
Работа в группе раннего возраста по адаптации детей включает в себя два направления:
Первое направление : взаимодействие с семьёй, которое включает в себя:
1. Знакомство с семьёй.
Для оптимизации процесса использовала следующие формы работы :
• Анкетирование «Давайте познакомимся» с целью выяснить социальный статус семьи, тип воспитания, традиции, привычки.
• Беседы, в процессе которых получаю некоторые сведения о семье; а так же устанавливаю контакт, который помогает снять тревогу за малыша, информирую о протекании адаптационного периода, ориентирую на активное взаимодействие.
2. Знакомство с ребёнком.
• Анкетирование «Мой чудесный ребёнок», в процессе которого выясняю индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенностям засыпания, игровые навыки. С этой же целью можно предложить родителям написать:
• Сочинение о своём ребёнке «Мой ребёнок, какой он?»
3. Информационно-методическая поддержка родителей.
• папки-передвижки: «Адаптация. Что это такое?», «Как предупредить плохое поведение у ребёнка, после д/с в период адаптации», «Развиваем самостоятельность малыша» ; и т. д.
• информационные листы-памятки с кратким материалом : «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой;
• альбом с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя".
4. Практические занятия (план работы с родителями)
Второе направление – работа в группе, которая включает в себя:
1. Индивидуальную работу с детьми :
• наблюдения, в процессе которых получаю достаточно важную информацию о степени проблемности ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками.
• заполнение индивидуальных листов адаптации ребёнка, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в группу, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса : острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода : легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.
Руководствуясь, полученной информацией о ребёнке, определив степень тяжести протекания адаптационного синдрома, использовала следующие приёмы работы с детьми :
Работа с детьми с тяжёлой степенью адаптации.
Наибольшую трудность представляют дети, отнесенные нами к 1 группе адаптации по характеру привыкания. Отсутствие близких, их внимания, ласки вызывает у таких детей тревогу, беспокойство, плач, постоянное ожидание родных. Это мешает им воспринимать окружающее и действовать в новой обстановке согласно предложениям и требованиям воспитателя, действия ребенка становятся хаотичным и, беспорядочными.
При поступлении в группу такого ребенка я стараюсь удовлетворить потребность, определяющую его поведение,- потребность в общении с близкими. Предлагаю близким ребенка пройти в группу вместе, ребенок перестаёт плакать, успокаивается. Возможно, что в первое время ребенок в присутствии близкого человека не захочет устанавливать контакт с воспитателем. В таком случае маму с ребенком на некоторое время оставляю одних, чтобы мать помогла освоиться ему в новой обстановке, приласкала и успокоила. Через некоторое время ребенок начинает интересоваться окружающим. Вот этот интерес к новому и должны поддержать родные. Объясняю родителям, что ее роль их заключается не только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, но и в том, чтобы помочь установить эмоциональный контакт с воспитателем, познакомить ребенка с окружающим, чтобы он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых.
Работа с детьми со средней степенью тяжести по характеру привыкания.
Дети II группы, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем, легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни. Однако им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, слова одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение ситуативно-действенного характера. Если воспитатель помогает познакомиться с предметами, которые окружают ребенка, раскрывает способы действия с ними и их свойства, потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым вполне удовлетворяется. Поэтому воспитатель должен поддержать интерес ребенка к окружающему, обращать внимание на сходство и различие предметов и игрушек, формировать умения действовать с ними.
Работа с детьми с легкой степенью адаптации.
Когда дети имеют определенные знания, стремятся к активным самостоятельным действиям, они обращаются к взрослым лишь в случаях, когда необходимо что-либо выяснить. Если ранее ребенок в основном только воспроизводил предметные действия, показанные воспитателем, то теперь он использует в своей игре эти действия самостоятельно, усложняя их. Например, он уже не просто поит куклу из чашки, многократно повторяя это действие, а что-то наливает в чашку, предлагает кукле попить, хвалит ее.
Действия ребенка становятся многозвеньевыми, чем моложе ребенок, тем, меньше звеньев будет в его игре. Ребенок третьего года жизни уже в состоянии перенести в игру действия, виденные у взрослых, у других детей или воспроизводимые им самим с другим предметом. Но чтобы действия детей развивались, организую нужные ситуации, подготавливаю игрушки и атрибуты, показываю, как с ними действовать.
2. Коллективную работу с детьми :
Методы и приёмы работы с детьми в период адаптации.
метод «песочной терапии»
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К. Г. Юнгом.
Делаем такие упражнения:
1. отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко.);
2. скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея. Тоже, поставив ладонь ребром;
3. шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;
4. «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино;
5. «следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т. д.
«Музыкотерапия»
Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.
Занятия музыкой включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки; пальчиковые и жестовые игры; телесные игры; музицирование на детских музыкальных инструментах. Игры могут быть на различение темпа и силы звука, например, «У ребяток ручки хлопают», «Медведь идет, лисичка бежит, …» и т. д.
Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
Методика «Сказка»
Каждый ребёнок дома выбирал любимую игрушку, которую он должен был принести в группу. При этом родители говорили ребё нку: «Ты уже подрос и теперь ты пойдёшь в детский сад. А вместе с тобой выросла твоя игрушка, поэтому она тоже будет ходить с тобой в детский сад.» Далее психологом были составлены сказки про любимые игрушки детей, которые раздавались родителям, для каждодневного рассказывания детям по дороге в д/с. В течении 30 дней с момента поступления в д/с ребё нку 1 раз в день задавались вопросы: «Как твоей игрушке нравится в д/с, Как она себя чувствует? и т. д.» По мере прохождения адаптационного периода отношение к игрушкам у детей менялось. Они начинали давать эмоционально-положительные ответы на вопросы о любимой игрушке : «Ей хорошо, ей нравится в садике»
Исследования по методике «Сказка» показали,что присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к ДОУ и, особенно, для тех, у кого тяжёлая степень адаптации по характеру привыкания
«Игротерапия»
В период адаптации дете к ДОУ целесообразно проводить игры, направленные на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, а так же на сближение детей друг с другом, на развитие речевой активности,на развитие двигательной активности.
Как показали научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики.
Тип темперамента Название игр
1 2
холерик Подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы
сангвиник Веселые подвижные игры, танцы под музыку, хороводы, игры с водой и песком
флегматик Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика,
рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок
меланхолик Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками,
игры-потешки («Сорока-ворона», «ладушки»)
Памятка для воспитателей по организации педагогического процесса в период адаптации.
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.
Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома.
Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.
Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.