Лучший педагог года Итоги 2024

Консультация для воспитателей «Значение фонематического слуха и фонематического восприятия в развитии речи детей»

юлия торохова
Консультация для воспитателей «Значение фонематического слуха и фонематического восприятия в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

К началу дошкольного возраста ребенок усваивает все основные звуки языка. Однако нередки случаи, когда у дошкольников встречаются недостатки произношения, свидетельствующие о том, что усвоение звуковой стороны языка еще не закончено.

Особое значение в шестилетнем возрасте приобретает развитие фонематического слуха – способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. К шести годам на основе формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов и отдельных звуков ребенок начинает осваивать нормы произношения, заботиться о его правильности. В этом возрасте перед ребенком встает новая задача – задача звукового анализа слова. Положительные результаты дает здесь использование метода поэтапного формирования умственных действий, предложенного отечественным психологом П. Я. Гальпериным. Согласно этому подходу, интеллектуальное действие в ходе своего формирования проходит ряд этапов, в ходе которых принимает обобщенный и сокращенный вид. В ходе обучения ребенок постепенно переходит от громкого проговаривания слова к его прошептыванию и, наконец, к действию в уме. Исследование, проведенное Д. Б. Элькониным показало, что при таком методе формирование звукового анализа слова проходит значительно успешнее, чем при обычном способе обучения. При этом у детей скорее развивается фонематический слух – важнейшая основа для обучения грамоте.

Темочки:

Существенное влияние на восприятие речи детьми 6- го года жизни оказывает уровень слухового восприятия. Даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить в более позднем возрасте. Таким образом, нормальная острота слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

Трудности в слуховой дифференциации звуков могут быть проявлением сенсорного нарушения речи и вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи шестилетних детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение в речи звуков, правильно произносимых вне речи (т. е. в изолированном положении, многочисленные замены и смешения, при относительно благополучном состоянии артикуляционного аппарата, указывают на несформированность фонематического восприятия в более раннем возрасте. Также установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.

Развитие в дошкольном возрасте осознания звуковой стороны языка является центральным моментом всего его усвоения, так как оно повышает возможности ориентировки ребенка в сложных соотношениях грамматических форм, за которыми всегда лежат отношения одних звуковых форм к другим. Но оно важно еще и потому что представляет одну из самых существенных предпосылок нового этапа в овладении звуковой стороной речи этапа, связанного обучением грамоте – чтению и письму.

Для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но и имел четкое представление о звуковом составе языка (слов, и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Вместе с тем обучение грамоте само выступает как один из важнейших этапов развития осознания звуковой стороны языка. Опираясь на весь предшествующий путь фонематического развития, обучение грамоте является вместе с тем более высоким этапом в этом развитии.

Исследование возможностей ребенка-дошкольника анализировать звуковой состав слов представляет особый интерес. Хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится, и осуществление такого анализа в период обучения грамоте представляет новый этап в осознании звуков, отсюда – трудность такого анализа. О. В. Дурова отмечает, что прежде чем формировать у дошкольников ориентировку в звуковой стороне слова, необходимо дать им знания о самом слове как речевой единице. Это обусловлено тем, что даже в шестилетнем возрасте у детей отсутствует умение не только выделять определенный звук в слове, но и выделять слово из речевого потока. Они воспринимают речь как единый звукокомплекс. Дети не осознают и значение термина «слово», хотя часто встречаются с ним в различных ситуациях обучения и общения.

У дошкольников спонтанно не формируется та ориентировка в звучащей речи, которая могла бы стать предпосылкой успешного овладения грамотой. Нужно специальное обучение, и начало его должно совпадать с тем возрастом детей, когда они проявляют наибольший интерес к звуковой форме языка, когда они наиболее чувствительны к звуковой стороне речи. Таким благоприятным возрастом, как отмечает О. В. Дурова, является пятый год жизни ребенка. Детей 4-5 лет привлекает фонетическая точность слова, его звучание. Они начинают замечать неправильность произношения не только в чужой, но и в собственной речи, стараются дать образец правильного произношения, хотя подчас это умение у них еще отсутствует. Но такое отношение к звучащей речи говорит об осознанном стремлении к овладению ею. Этот возраст отличает интерес к словотворчеству, что является наиболее ярким проявлением работы с формой слова, проявлением саморазвития языковой системы. Таким образом, исходя из предположения О. В. Дуровой, можно сделать вывод, что уровень развития фонематического восприятия и речевого слуха в подготовительной к школе группе будет напрямую зависеть от того, проводились ли в этот резистентный для развития звуковой чувствительности период (4-5 лет) систематические речевые занятия, специально направляющие ориентировочную деятельность ребенка на овладение звуковой стороной речи.

В дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности в отличие от предыдущего, дограмматического, может быть назван периодом грамматического языкового развития. Д. Б. Эльконин отмечал, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя невозможны вне овладения звуковой системой языка. Сначала ребенок овладевает внешней, т. е. звуковой стороной языка, а потом уже знаковой стороной. Звуковая система языка, по мнению Д. Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка. Он подчеркивал, что овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, т. е. фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи.

Таким образом, от развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью. Поэтому в ДДУ важно уделять большое количество времени формированию фонематического слуха, а также постоянно корректировать методики формирования фонематического восприятия у детей.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группыИнформационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы Название проекта: «Звуковой ручеёк». Тема проекта: развитие фонематического восприятия у детей средней группы. Тип проекта: информационно-игровой,.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте»Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте» «Путешествие на самолёте». Тема: Звуки С-СЬ. Цель: -Закреплять правильное произношение звуков С-Сь в изолированном виде, в словах. -Учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Значение фонематического слуха и фонематического восприятия в развитии речи детей»
Опубликовано: 25 июня 2024 в 09:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Значение фонематического слуха и фонематического восприятия в развитии речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем юлия торохова (УИ 3098960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД