Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»

Ирина Мирзаянова
Консультация для воспитателей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»
▼ Скачать

Консультация для воспитателей

на тему:

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

Публикация «Консультация для воспитателей „Зачем нужна ребенку финансовая грамотность“» размещена в разделах

Мы живём в материальном мире, и умение грамотно распоряжаться деньгами – это важный навык, которому мы должны обучать своих детей. Давайте узнаем, с какого возраста начинать знакомить ребёнка с миром финансов и как это правильно делать.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это понимание экономических процессов, происходящих в стране и мире и умение распоряжаться своим бюджетом так, чтобы не жить себе в убыток. Отсутствие финансовой грамотности негативно отражается на благосостоянии человека: он берет ненужные кредиты, влезает в долги, нерационально тратит деньги.

Деньги – это средство обмена, и, если человек не знает им цену, ему будет сложно обеспечивать себя и свою семью. Капиталистическое устройство общества не приемлет безответственного отношения к деньгам. Поэтому люди, не умеющие правильно ими распоряжаться, никогда не будут успешными.

Прививать основы финансовой грамотности нужно с детства. Если ребёнок не научится планировать личный бюджет и копить деньги, то став взрослым, он будет часто делать ошибки и совершать ненужные траты.

Что должен знать ребёнок о деньгах?

Знакомить малыша с финансами можно с трех-четырёх лет. В этом возрасте у него уже закладываются основные представления о жизни, и он понимает, что для приобретения товаров и услуг нужны денежные средства. Расскажите ребёнку, что деньги являются основным средством обмена в современном мире. Люди работают и получают оплату за свой труд в форме денег, а затем обменивают их на различные товары и услуги. В самих деньгах особой ценности нет. Ценно то, что можно за них купить.

Мы должны показать ребёнку купюры и монеты, рассказать откуда они берутся (их выпускает государство и никто, кроме него, не имеет права печатать деньги). Рассмотрите вместе с малышом купюры и монеты, объясните, что каждая из них имеет свой номинал. Расскажите, что каждая вещь имеет свою цену. Предложите ребёнку сравнить стоимость различных товаров (например, хлеба, игрушки, телефона, автомобиля).

Как познакомить ребёнка с миром финансов?

С раннего возраста малыш должен научиться понимать, что деньги – это не просто бумажки, которые каким-то образом появляются в кошельке, а результат труда человека. Рассказать детям о работе взрослых членов семьи. Пусть ребёнок знает, чем полезна ваша профессия и за что вы получаете деньги. Если есть возможность, приведите малыша к себе на работу и покажите, что именно вы там делаете. Наглядно увидеть процесс труда гораздо интереснее и полезнее, чем слышать абстрактные рассказы о нем.

Но не сводите весь смысл труда к заработку. Объясните ребёнку, что люди трудятся не только ради денег, но и ради помощи другим, обществу. Приведите примеры знакомых малышу профессий (врач, продавец, воспитатель в детском саду, учитель в школе, водитель автобуса и т. д., объясните, чем они важны и как сложно было бы людям без них.

Воспитывайте в ребёнке не только ответственное отношение к финансам, но и уважение к труду. Это научит его в будущем ценить свой труд и труд окружающих. Расскажите, что каждый человек должен работать. Но, прежде чем начать это делать, необходимо выучиться в школе, а затем поступить в высшее учебное заведение и получить профессию. Расспросите кроху, какие профессии ему нравятся и кем бы он хотел стать, когда вырастет.

Детям кажется, что родители зарабатывают много денег, а игрушки и сладости не хотят покупать из вредности. Объяснить детям, на что уходит большая часть ваших доходов (оплата коммунальных платежей, питание, бензин или проезд на общественном транспорте и другие расходы). Когда малыш поймёт, что родители не прячут свою зарплату и не тратят её на личные «хотелки», а расходуют на благо семьи, он не будет обижаться на отказ купить ему очередную безделушку или лакомство.

Уроки финансовой грамотности для школьников и дошкольников выделены очень в малом количестве в российской образовательной программе, и задача научить ребёнка принимать правильные финансовые решения ложится на родителей. При этом некоторые семьи почему-то думают, что рассказ о финансах для детей должен включать только перечень способов зарабатывать деньги. В реальности же гораздо важнее объяснить, как сохранять заработанное или подаренное и как грамотно управлять деньгами. В конце концов, именно от наследников часто зависит будущее других поколений семьи. Задача финансовой грамотности – помочь детям подготовиться к включению во взрослое общество и понять, как работает экономика.

Может показаться, что дети узнают эти вещи сами собой, когда вырастут, но на самом деле любой ребёнок включается в экономическую жизнь довольно рано, даже когда просто получает конверт с деньгами от родственников. Поэтому можно начинать знакомство с миром денег, как только у ребёнка начинает развиваться логическое мышление. Главное, действовать постепенно и подбирать разные методики, в том числе игровые. Сейчас мы поговорим об особенностях финансового воспитания в разном возрасте и об эффективных инструментах повышения навыков и знаний в этой области.

Зачем нужна финансовая грамотность ребёнку?

• Чтобы дети понимали, что деньги получают законным способом за труд, но при этом материальные ценности не являются самыми главными в жизни.

• Чтобы ребёнок умел распоряжаться деньгами с умом и не привёл сам себя к бедности.

• Чтобы школьник мог в любой жизненной ситуации быстро накопить нужную сумму денег.

• Чтобы в будущем ребёнок не оказался под влиянием финансовых пирамид, чёрных зарплат, микрозаймов и других мошеннических схем.

Финансовая грамотность повышает самостоятельность, улучшает стратегическое мышление, способствует гармоничному развитию личности. В перспективе это залог спокойствия и отсутствия стресса. Имея стабильное материальное положение, человек чаще отдыхает, полезней питается, реже болеет, а значит, имеет все условия для раскрытия своего потенциала. Но помните, что не стоит обучать ребёнка насильно или экстерном, пытаясь посвятить его во все аспекты финансов за один вечер. В противном случае тема вызовет отторжение и страх на долгие годы.

С чего начать?

Для начала давайте разделим базовые финансовые знания на несколько групп. Это позволит структурировать информацию для удобства и понять, о чем с ребёнком ещё рано говорить, а о чём уже можно. Имейте в виду, что иногда уроки грамотности зависят не только от детского возраста, но и от степени интереса ребёнка, от его вовлечённости в семейный бюджет. К примеру, если школьник захотел найти подработку ещё в 14 лет, стоит рассказать ему больше об особенностях заработной платы и его финансовых правах на работе.

Итак, информацию можно распределить на следующие разделы:

1. Знания о деньгах: какими они бывают, как их считать и тратить, как экономить и защитить от хищения.

2. Знания о потребностях: как соотносить возможности и желания, какие потребности первичны, а какие – нет.

3. Знания о товарах: что такое покупка-продажа, от чего зависит стоимость вещей и скидка на них, как определить, что товар качественный и соответствует своей цене.

4. Знания о труде: какие бывают профессии, что является результатом труда, как и когда на работе платят деньги.

5. Знания о бюджете: из чего состоит бюджет и зачем он нужен, что такое статьи расходов и доходов, какие виды дохода бывают и как сэкономить, чтобы уложиться в бюджет.

Как общаться с детьми дошкольного возраста?

• В возрасте 4-7 лет у детей формируются базовые представления о жизни. В этот период неплохо объяснить им, что такое деньги и откуда они берутся. Будет здорово, если ребёнок разберётся с номиналом денег и научится хотя бы немного считать их. После этого можно обсудить, сколько стоят разные игрушки.

• Поговорите с дошкольником о потребностях для понимания того, что деньги тратятся на нужды и не все спонтанные желания могут быть реализованы. Рассказ о доходах и расходах можно осуществлять на наглядном примере. Это может быть конструктор из нескольких кубиков или апельсин, который вы разделите на дольки.

• Чтобы закрепить информацию, составляйте список покупок вместе с ребё нком: даже не умея писать, он может дополнять план рисунками. Если в магазине малыш просит купить что-то лишнее, переключайте его внимание на выбор товара из списка и просите помочь с выбором. Пусть он, например, определит вкус чая, положит в корзину взвешенные томаты и т. д.

• Можно рассказать, где и почему работают родители, чтобы у дошкольника установилось понимание доходов как результатов труда. При желании можно даже привести ребёнка на работу и устроить ему небольшую экскурсию.

Будучи воодушевлёнными темой «Как научить ребёнка обращаться с деньгами», не переусердствуйте, чтобы малыш не стал одержим, например, карманными расходами. Покажите, что многие вещи в жизни вы делаете не из-за денег, а ради заботы о семье. По этой причине психологи не советуют увлекаться манипуляциями – денежным вознаграждением ребё нка за привычные вещи: мытьё посуды за собой, сбор раскиданных игрушек и т. д. А вот разрешить оставить сдачу после похода в магазин себе – нормальная практика. В крайнем случае, можно ввести систему материального поощрения за то, что ребенок выполнил по своей инициативе. Например, вынес мусор пожилой соседки.

Разъясняя ребёнку размер семейного бюджета, не раздражайтесь на его просьбы купить что-то дорогое и не повторяйте слишком часто, что вам это не по карману. Такие замечания могут сформировать у малыша неправильное представление, что деньги очень-очень важны (раз их всё время не хватает, а хотеть чего-то – это вообще стыдно и плохо.

Спокойно и подробно объясняйте, почему у вас не получается исполнить желание прямо сейчас. Например, новую машинку купить не получается, потому что деньги ушли на недавний вертолет, который ребенок уже забросил, разлюбил или даже сломал. Кроме того, всегда можно предложить альтернативное решение: накопить на желаемое, получить это в подарок к празднику, найти замену дешевле или даже продать что-то из уже ненужных игрушек.

Дошкольные финансовые игры

1. Сортировка денег. Это занятие развивает память, моторику, внимание и даже речь. Купюры и монеты можно раскладывать по цвету, размеру и номиналу. Если у вас есть старинные деньги или иностранная валюта, тоже включайте их в игру. Ещё можно в течение недолгого времени складывать деньги в коробку или в банку, а потом подсчитывать сумму. Во время игры расскажите, что деньги пришли к нам на смену натуральному обмену, став универсальным эквивалентом вещей.

2. «Размен». Когда деньги уже знакомы ребёнку, попросите его набрать нужную сумму разными купюрами или монетами. Например, пусть составит 50 рублей только из 5-рублевых монеток. И наоборот, можно предлагать разменивать ваши деньги на более мелкие. Играть можно даже на скорость.

3. «Магазин» / «Рынок» / «Купи-Продай» – простая популярная игра для маленьких детей. Это репетиция первых покупок с фантиками и наклейками для оплаты или даже с настоящими деньгами. Продавать можно что угодно: игрушки, сладости, книжки, одежду. Не забудьте повесить на товары ценники и периодически меняться в роли продавца и покупателя. Впоследствии игру можно усложнить: ограничивайте ребёнка в исходной сумме на покупки и задавайте список нужных товаров. Так малыш научится откладывать некоторые траты на потом и укладываться в бюджет.

4. «Профессии». Когда вы рассказали ребёнку о своей работе, полезно начать знакомить его и с другими видами труда. Подготовьте для игры карточки с разными рабочими инструментами. Пусть ребёнок определит, человеку какой профессии тот или иной предмет понадобится.

5. «Реклама» – хорошая игра для группы детей и развития их логических и коммуникативных навыков. Необходимо выставить несколько товаров на импровизированную витрину и убедить покупателей приобрести, всячески их прорекламировав и ответив на каверзные вопросы.

6. «Банк» – игра для знакомства ребёнка с банковской системой. Вы с ребёнком по сценарию играете роли кассира и посетителя. Задача – открыть вклад, положить деньги на счёт или даже взять кредит. Идеально, если перед игрой вы сходите вместе на экскурсию в банк.

Список полезных мультфильмов

В детской мультипликации часто встречаются сюжеты с образовательным контентом на финансовую тему :

1. В «Смешариках» есть отдельная серия мультиков «Азбука финансовой грамотности для детей». Эпизоды поделены на несколько сезонов для детей разного возраста. Можно найти серии про кредиты, накопление денег и т. п. Продолжение проекта – «Уроки финансовой грамотности».

2. В «Фиксиках» есть сюжеты про появление денег в мире и разницу между оригинальными купюрами и подделками («История вещей», «Деньги», «Копилка»). А мультфильм «Три кота» рассказывает о правильном походе в магазин за первыми покупками (серия «Поход в магазин»).

3. «Богатый бобрёнок» – 12 мультфильмов, выпущенных при поддержке Минфина. В сюжетах расскажут, как планировать доходы и расходы, что такое бизнес, зачем нужно государство. Интересно, что в конце каждой серии предлагается самому решить, как должен поступить главный герой.

4. Можно поставить ребёнку специализированные мультфильмы. Самый известный – «Азбука денег тетушки Совы». Речь идёт о серии 5-минутных сюжетов с интересными историческими фактами. Мудрая сова, например, рассказывает, из чего состоит бюджет и как работает банковская система. Смотреть лучше с ребёнком, чтобы сразу объяснять непонятные термины.

5. «Пин-Код: Финансовая грамотность» – ещё одна серия мультфильмов от «Смешариков». Здесь можно узнать про страхование, инвестиции, криптовалюту, онлайн-покупки и защиту от мошенников.

К слову, поучительные сюжеты встречаются не только в современных мультиках, но и в советских. Вы можете показать ребёнку, как Шарик и Матроскин из «Простоквашино» обсуждают покупку коровы, а Буратино закапывает монеты под деревом.

Вывод: Актуальность Программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Таким образом, формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Консультация для родителей «Зачем нужна математика»Консультация для родителей «Зачем нужна математика» Зачем нужна математика. Составить школьное расписание, уложить асфальт на стадионе, запустить ракету в космос — ни одно из этих действий.

Консультация для родителей «Зачем ребенку домашнее животное?»Консультация для родителей «Зачем ребенку домашнее животное?» Каждый родитель стремится воспитать своего малыша ласковым, честным и добрым. Именно доброта лежит в основе нравственного воспитания ребенка.

Консультация для родителей «Зачем ребенку сказка»Консультация для родителей «Зачем ребенку сказка» Автор: Чаптыкова Ирина Васильевна Ребенок — это маленький, очень хрупкий мир. Он верит в чудеса, исполнение желаний и мечты. Необходимо.

Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность»Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.

Консультация для воспитателей «Зачем нужна жалобная книга природы»Консультация для воспитателей «Зачем нужна жалобная книга природы» Одним из залогов успешного экологического воспитания дошкольников становится непосредственный контакт и живое общение ребенка с природой.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность»Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.

Альбом игр на липучках «Финансовая грамотность для детей 5–7 лет»Альбом игр на липучках «Финансовая грамотность для детей 5–7 лет» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 37 «Золотой петушок» комбинированного вида города Новотроицка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»
Опубликовано: 14 марта 2023 в 20:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мирзаянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД