елизавета мойсиева
Консультация для воспитателей «Экспериментирование как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
«Экспериментирование как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.
. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы
“Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь”.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь.
Необходимо показать детям, что любая местность полна всевозможных образов, форм, звуков, фактур. Окружающее нас пространство заселяют множество живых существ и для них это тоже родной дом. Окружающая природа может научить нас многому, может оказать помощь, скрыть от врагов. Она помогает, оберегает, дает пищу, кров и жизнь. Каждый обитатель заботится о своем окружении, устраивая свои особенные жилища. Необходимо научить детей понимать, что и у человека есть свои обязанности по отношению к общему дому.
Наиболее эффективными формами и методами экологического воспитания являются экологические тропы, игры, путешествия, беседы с детьми, наблюдения, труд, исследовательская работа детей и экспериментирование.
Более подробно хочется остановиться на методе экспериментирование. Экспериментирование можно рассматривать как идеальный метод экологического воспитания, ведь знания, почерпнутые не из книг, а полученные самостоятельно, всегда являются более осознанными и более прочными. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Эксперимент играет огромную роль в жизни любого ребёнка. Маленькие дети часто задают вопросы, выслушав вопрос, педагог может не ответить на него, а посоветовать ребенку самому ответить, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, что будет с кусочком сахара, если его положить в воду» и т. д.
Под термином «экспериментирование» мы понимаем общую деятельность
ребёнка, направленную на познание окружающего мира путём проведения экспериментов.
Задачи опытно – экспериментальной деятельности :
- развитие логического мышления, познавательно - психических процессов речи, мелкой моторики;
- формирование элементарных экологических знаний и представлений;
- формирование умения осуществлять осознанную деятельность;
- формирование нравственно - волевых качеств;
- формирование представления о значимости природы в жизни человека;
- воспитание умения видеть красоту природы.
Для осуществления поставленных задач предлагаю опыты, направленные на формирование начального уровня у детей экологических представлений о неживой природе.
Предлагаемые опыты помогут ответить на следующие вопросы:
- Как узнать, что вода прозрачная? (два стакана с водой в первом чистая вода, во втором подкрашенная акварелью, трубочки).
- Покажи и скажи, как получить воду из снега и как сделать воду твердой? (снег, формочки).
- Имеет ли вес воздух? (полиэтиленовый пакет).
- Как узнать, где есть воздух? (почва (бросить в воду, соломинка (дуть в стакан с водой).
- Как узнать, что песок сыпучее вещество? (лоток с песком, разнообразные формочки).
- Как узнать, из чего состоит почва? (вода, почва, палочка).
Для проведения опытов необходимо создавать условия:
1. постепенное усложнение;
2. организация условий для самостоятельной и учебной деятельности;
3. использование проблемных, ситуаций.
Опыт, как основной метод в процессе формирования экологических представлений о неживой природе необходимо сочетать и дополнять с другими методами : наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание, зарисовка результатов опытов в дневники наблюдений, музыкальное сопровождение, моделирование.
При проведении опытнической деятельности необходимо учитывать практическое применение полученных знаний: опыты дома, экономия природных ресурсов. Проводить работу с родителями: организовывать совместные мероприятия, консультации для закрепления с детьми полученных знаний, давать советы, как проводить опыты дома. Контролировать уровень усвоения знаний с детьми в беседах, на других занятиях для выявления «пробелов» и планировать индивидуальную работу.
По моему мнению тема экспериментирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста актуальна и очень важна.
Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление