Лариса Бибаева
Консультация для воспитателей «Экспериментирование — источник познавательного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»
Воспитатель МКДОУ д/с №1 «Дюймовочка»
г. Дигора Дигорского района РСО-Алания Бибаева Л. В.
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Публикация «Консультация для воспитателей „Экспериментирование — источник познавательного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
• Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Ход консультации:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.
• Крикните громко и хором, друзья
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на консультацию, настроения нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Я бы хотела открыть нашу встречу такими словами: «Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». «Лучше один раз испытать попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Речь сегодня пойдет о детском экспериментировании. Что бы понять что же это такое, мы с вами поставим себя на место ребенка и окунёмся в мир детства.
-Дети выходят гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка - немножко. От большого – по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков. Но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыба почерневшего апрельского снега. Глыба плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, прятался внутри глыбы. А это что такое? Баночка из под гуаши. На донышке немного краски. Ну-ка баночка отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато-бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?
Что делает ребенок? Балуется? Отнюдь нет. Он занимается серьезнейшим делом – экспериментированием «Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать» Вот так и мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию
В Федеральных государственных образовательных стандартах дано описание качеств ребенка, поступающего в школу: «любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)». В связи с этим важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая представляется не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается :
• мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
• воображение (что происходит с льдинкой в помещении? полетит ли перышко, если на него подуть)
• внимание и память (запомню – дома расскажу маме); речь;
• мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи.
Дети учатся анализировать ситуацию, не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками.
Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.
Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Ответьте пожалуйста на вопрос:
-В каких видах деятельности можно использовать экспериментирование? (игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, музыкально-художественная, и т. д.).
Делаем вывод:
Во всех видах детской деятельности можно применять экспериментирование, тем самым, способствуя:
- развитию потребности в удовлетворении детской любознательности,
-умению рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы,
-развитию творческих преобразований,
-формированию целостной картины мира.
Самой главной задачей познавательно- исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира. В основу классификации экспериментов дошкольников могут быть положены разные принципы.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте :
опыты с объектами неживой природы;
опыты с растениями;
опыты с животными;
опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
в групповой комнате;
на участке;
в лесу, на поле и т. д.
3. По количеству детей:
индивидуальные (1-4 ребенка);
групповые (5-10 детей);
коллективные (вся группа).
4. По причине проведения:
случайные;
запланированные;
поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
эпизодические (проводимые от случая к случаю);
систематические.
6. По продолжительности:
кратковременные (5-10 минут);
длительные.
7. По месту в цикле:
первичные;
повторные;
заключительные и итоговые.
8. По характеру мыслительных операций:
констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
9. По способу применения в групповой комнате:
демонстрационные (при которых в группе имеется всего один объект, находящийся в руках педагога). Воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами;
фронтальные (у детей имеется раздаточный материал на столах для экспериментирования).
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Но прежде, чем перейти к практической части нашей сегодняшней встречи, я предлагаю вам несколько заданий
для активизации мозговой деятельности.
Блиц-опрос «Ищем, думаем, дерзаем,
На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!»
1 Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)
2 Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться?
(надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
3 Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)
4 Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
5 Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
И задания-перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)
- Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
- На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
- Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
- Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу
молиться, он и лоб расшибет)
- Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
- Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
Итак, я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с
разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
1опыт. «Апельсин- подводник».
Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Оборудование:
1. 2 апельсина
2. Большая миска с водой.
Опыт: Один апельсин опустим в миску с водой. — Что произошло с апельсином.
Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. — Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему? Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? —
В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Опыт 2. «Апельсин - шарик»
Интересно, а что произойдет, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно, но он просто лопнет! Сейчас мы с вами попробуем лопнуть шарик при помощи апельсина, а в конце я объясняю, почему это происходит. Это не только познавательный, но и очень вкусный опыт, ведь апельсин в ходе опыта не пострадает и его можно съесть.
Надуваем требуемое количество шариков, которые будут безвозвратно испорчены в ходе опыта, и выжимаем цедру апельсина над шариком… Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!
Вывод: Сок который мы выдавливаем из шкурки апельсина содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен.
Опыт 3 «Тонет, не тонет»
Проведем эксперимент. Для этого нам понадобятся 3 литровые банки, 3 сырых яйца и конечно соль. Узнали? Кажется, все в детстве заставляли плавать яйца в воде. Наливаем обычную воду в одну банку. Во вторую из них добавляем 2 столовые ложки соли, в другую — 5 ложек соли. Все хорошенько размешиваем и опускаем яйца в воду. В банке с пресной водой яйцо утонет.
В банке с небольшим количеством соли яйцо будет плавать в середине банки.
А в крутом соляном растворе яйцо всплывет на поверхность.
Почему так происходит?
Соленая вода плотнее, тяжелее, чем обычная, пресная. Вот она и держит яйцо на поверхности. Вот так и в соленом озере можно лежать на волнах, как на диване и читать книжку Все дело в плотности воды.
Рефлексия «Пирамида знаний». Для того чтобы собрать пирамиду, надо дать
несколько ответов на предлагаемый вопрос. У вас на столах находятся кольца пирамиды. Одно кольцо – один ответ. Вопрос — Подумайте и скажите: «Что развивают у детей игры – эксперименты?»
Вершину «Пирамиды знаний» дострою я. Есть одна притча: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» — то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или они останутся нераскрытыми.
Литература для подготовки консультации :
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 20042.
2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 923.
3. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 20024. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 20045.
4. Материалы Интернет-сайтов.