Ольга Шевцова
Консультация для воспитателей «Воспитание у детей дружеских взаимоотношений»
▼ Скачать + Заказать документы
"ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ"
«Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б имел все остальные блага». Аристотель
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание у детей дружеских взаимоотношений“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дружба. Учимся дружить
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы часто замечаем что дети не умеют общаться друг с другом, решать проблемы, возникающие в процессе игры и общения (уступить друг другу игрушку, попросить правильно игрушку, вступить друг с другом в общую игру, кроме того у большинства детей группы (особенно домашних) преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми. Поэтому так необходимо формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками в детском саду, развить у детей положительное эмоциональное отношение к сверстникам. Познакомить родителей с игровыми приёмами развития эмоциональной отзывчивости, со способами обсуждения с детьми нравственной стороны проявления эмоций в обществе. Научить детей находить способы эмоциональной поддержки близкого человека в разных ситуациях. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дружеских взаимоотношений дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения малышам, пожилым людям; умения помогать им.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Так же нужно сказать, что развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился психологический климат. Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети зеркало родителей. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу, «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно — обратись за помощью» - по-правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения. В группе часто возникаю «неожиданные случайности» из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу и, как правило, происходит; ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя не ссориться, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста». Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей.
И родители, не словами, а своими действиями должны воспитывать детей. При ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в полезные привычки. В формировании навыков культурного поведения не ограничиваются только уроками вежливости. Я думаю, надо широко использовать чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, создание игровых ситуаций. Конечно, воспитатели и родители должны работать сообща. Только в их взаимодействии возможны какие-либо результаты. Участие родителей в проводимых мероприятиях е детском саду очень значима. Родители увидят своих детей в коллективе, их поведение вне дома, как они общаются, играют.
Исходя из этого, я думаю, одной из основных задач детского сада, является воспитание дружеских взаимоотношений используя разные формы работы и виды деятельности, с помощью которых Вы раскроете понятия «дружба», «друзья», «доброта», «взаимопомощь», «сопереживание» для построения настоящих и будущих межличностных отношений своих воспитанников. Дети научатся взаимодействовать друг с другом (решать конфликтные ситуации, уступать, оказывать и принимать помощь). Появиться эмоциональный отклик на проявления других людей (сопереживание, отзывчивость, забота, эмоциональная поддержка).
Занятия: «О дружбе», «Мы все знаем и умеем», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Без друзей нам не прожить», «О мальчиках и девочках», «Сказки о дружбе и друзьях», «Дарю тебе мою улыбку», «Цвет моего настроения». «Портрет с настроением», «Пусть всегда будет солнце». «Нарисуй настроение музыки», «Подарок другу», «Два жадных медвежонка»
Беседы: «Дружбой дорожить умейте!», «Давайте никогда не ссориться!», «Добро не умрет, а зло пропадет», «Этикет наоборот», «О хороших поступках», «Как бы ты поступил», «Сила – не право», «Умнее тот, кто уступает», «О вежливости», «Доброжелательное отношение к товарищам», «Как мы играем вместе», «Где живет доброта», «Как узнать настроение друга»,«Как помириться».
Чтение художественной литературы: Грубин Ф. «Слезы», Коркина В. «За окном туман и слякоть…», Мошковская: Э. «Кислое настроение», Стишенок И. В. «Волшебная история», Сеф Р. «Совет», Заходер Б. «Кискино горе» «Собачкины огорчения», Введенский А. «Как Маша в саду испугалась», Вестли А. К. «Папа, мама, восемь детей и грузовик», А. Барто «Вовка – добрая душа», В. Осеева «Волшебное слово», Михалков С. «Как друзья познаются» и др. М. Зощенко «Рассказы о Леле и Миньке», Я. Дягутите «Руки человека», М. Зощенко «Рассказы о Леле и Миньке», Я. Дялутите «Руки человека» и др.
Игры: «Хорошо – плохо», «Кто больше скажет добрых и теплых слов», «Вручи подарок», «Угадай настроение», «Назови ласково по имени своего друга», «Символ дружбы», «Букет для друга», «Пирог для друга», «Волшебные руки», «Мост дружбы», «День рождения», «Прочитай письмо», «Пчелка в темноте», «Сержусь и радуюсь», «Солнечные лучики», «Смешинки и злючки», «Театр».
Мини – этюды: «Золушка»; «После дождя»; «На лесной полянке»; «Встреча с другом».
Пословицы и поговорки о дружбе
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Бедный знает и друга и недруга.
Был бы друг – будет и досуг.
Будешь работать вместе с друзьями, сердце станет сильным, как у льва.
Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу.
Верному другу цены нет.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Всякий выбирает себе друга по своему нраву.
Врагу не кланяйся, а для друга – жизни не жалей.
Вода у друга лучше, чем у врага – мёд.
Верному другу цены нет.
Верный друг лучше сотни слуг.
Горы и камни разрушает ветер, отношения людей портят наветы.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Друга узнаёшь в беде, а обжору — в еде.
Друга на деньги не купишь.
Дружба — великая сила.
Дружба дружбой, а в карман не лезь.
Дружба дружбе рознь, а иную – хоть брось.
Дружба и братство дороже богатства.
Для дружбы нет расстояния.
Друг познаётся в беде.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Друг дороже денег.
Друг научит, а недруг проучит.
Друг в глаза скажет, враг – за спиной бурчит.
Друг — ценный клад, недругу никто не рад.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Добро потеряешь – ещё наживёшь, друга потеряешь – уже не вернёшь.
Друга в беде не вини никогда.
Дружный дом – счастье в нём, если дружбу потерял – счастье промотал.
Дружба крепнет на взаимности.
Одёжа хороша новая, а друг — старый.
Плохой друг — что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.
Расстояние дружбе не мешает.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Успехов ВАМ в воспитании ваших дошколят!