Марченкова Людмила
Консультация для воспитателей «Творческая деятельность в социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Творческая деятельность в социализации дошкольников.
Согласно современным требованиям ФГОС творческая деятельность дошкольников является ведущим методом обучения и развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Творческая деятельность в социализации дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Творческой деятельностью принято считать такой вид активности ребенка, в процессе которого осуществляется творческое познание и преобразование самого себя и окружающей действительности.
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Творческая деятельность дошкольников является основным методом обучения и развития детей дошкольного возраста.
Среди типов творческой деятельности дошкольников можно выделить два основных: декоративно-прикладная и художественно-эстетическая.
К декоративно-прикладным относятся такие виды творческой деятельности : рисование, аппликация, шитье, макраме, конструирование и лепка.
К художественно-эстетической творческой деятельности относятся музыка, вокал, хореография, театрализованные игры и устное (речевое) творчество.
Помимо того, что творческий процесс увлекает ребенка, художественная деятельность также позволяет дошкольнику выразить свои интересы и переживания, полученные в процессе знакомства с предметным и социальным окружением.
Творческая деятельность детей.
Творческая деятельность дошкольников состоит из классических видов деятельности ребенка. Самой первой и основной является рисование, на втором месте лепка и конструирование. Также распространенным видом художественной деятельности является пересказ детских произведений и участие в театрализованных представлениях.
Изобразительное творчество.
Детские рисунки – это отображение действительности глазами ребенка. В изобразительном творчестве дошкольник реализует свои фантазии и эмоции. Анализируя цвета, которые ребенок использует для создания своего рисунка, можно сразу понять, к чему он испытывает симпатию, а что ему не импонирует.
К изобразительному искусству также относится лепка из пластилина и глины, аппликации и декоративное творчество. Благодаря такой деятельности ребенок учится воплощать замысел в реальность, осязательно воспринимать форму, объем и размер предметов, что важно для его социализации.
Методом проб и ошибок, обдумывания того, каким же образом воссоздать в реальности задуманное, ребенок приобретает опыт общения с предметами социального мира, тем самым у него формируются навыки работы с тем или иным материалом или инструментом.
Конструирование.
Конструирование – самостоятельная творческая деятельность дошкольника, в процессе которой он создает новый продукт. Конструктивное творчество ребенка заключается в формировании замысла и этапах его реализации. Дошкольникам нравится сам процесс сборки деталей конструктора и получения в результате этого маленьких моделей реальных предметов – мебель, автомобили, здания.
В отличие от работы с конструктором, где творчество осуществляется только по инициативе ребенка, конструирование из бумаги – это творчество по образцу, инициатива которого принадлежит взрослому. В художественном конструировании из бумаги ребенок принимает участие совместно с воспитателем, наблюдает и повторяет каждое его действие.
Техника работы с бумагой может быть разной: вырезание, разрывание, сгибание, сминание. Самыми популярными видами поделок из бумаги являются оригами и бумажная скульптура.
Оригами – техника складывания бумаги, в результате которой создаются бумажные фигурки птиц, животных, предметов.
Бумажная скульптура – вид художественного творчества, в процессе которого получается изделие из комбинации разных бумажных форм, объединенных одной тематикой или конструкцией, сделанных детьми собственноручно.
Художественно-речевая деятельность дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте художественно-речевая деятельность ребенка состоит из восприятия на слух детского художественного и поэтического текста.
По мере взросления, художественно-речевая деятельность ребенка становится активной и выражается в пересказе прослушанного произведения или рассказе о том, что происходило с главными героями, какие черты их характера или внешности обратили на себя внимание ребенка.
Пересказ может быть построен в форме диалога, где воспитатель задает вопросы, а дошкольник дает на них ответы.
Более сложной формой художественно-речевой деятельности ребенка является постановка перед ним задачи самостоятельно придумать историю, создать сюжет и выбрать героев.
Театрализованные игры всегда с восторгом принимаются детьми и составляют большую ценность в развитии творческо-речевых способностей дошкольников. Процесс распределения ролей, изучения характера своего персонажа и само выступление очень увлекает ребенка, позволяет реализовать ему свои фантазии, самовыразиться.
Танцевально-музыкальная деятельность.
Танцевально-музыкальные занятие необходимы дошкольникам для развития у них чувства такта и ритма или уже заложенных природой музыкальных способностей.
На танцевально-музыкальных занятиях ребенок становится активным и организованным. Во время ритмичных упражнений формируется его пластика, побуждается интерес к двигательной активности.
Во время слушания музыкальных произведений с помощью воспитателя у ребенка развиваются навыки ассоциативного и образного мышления, вызванного звучанием мелодии.
Очень важно для педагога проводить непринужденные беседы с дошкольником, просить его делиться впечатлениями, вызванными у него после прослушивания музыкального произведения. Также можно совместить музыкальное занятие с изобразительной деятельностью и предложить воспитанникам выразить посредством рисунка те ассоциации, которые у них возникли.
Исполнительное детское творчество выражается в выразительности и индивидуальной манере исполнения дошкольником песен и танцев. В случае, когда ребенок является автором танца или музыкальных мотивов, творчество дошкольника носит композиционный характер.
Роль творческой деятельности в жизни дошкольника.
Творческая деятельность детей дошкольного возраста оказывает влияние на развитие и формирование эстетического и познавательного восприятия ребенком окружающего его мира.
Через творчество у дошкольника складывается впечатление о внешнем виде предмета, его форме, размере и содержании, формируются базовые сведения о вкусе, цвете, текстуре и звуке, развивается художественное восприятие произведений музыкального, литературного и изобразительного искусства.
Организация художественно-творческой деятельности дошкольников.
Художественно-творческая деятельность благотворно влияет на воспитание у дошкольников самостоятельности. Первые шаги в этом направлении рекомендуется начинать с организации изобразительной деятельности. С помощью рисунка ребенок самостоятельно выражает свои впечатления и представления о действительности, полученные при разных обстоятельствах.
Чтобы организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность детей, в группах должно быть оборудовано место для проведения творческих занятий, оснащенное:
- изобразительными и пластическими материалами;
- бумагой разного цвета, формата, фактуры;
- аппликативным материалом (ножницы, клей, линейки);
- трафаретами, силуэтами;
- дидактическим материалом, образцами, схемами, карточками.
Организованные таким образом рабочие места позволяют детям самостоятельно выбирать направление творческой деятельности в соответствии со своими желаниями и интересами, предоставляют новые возможности для развития творческого потенциала ребенка.
Организация творческой деятельности ребенка через игру считается учеными - педагогами самой успешной. Во время ролевой игры дошкольник копирует и подражает тому, что он наблюдает в реальной жизни, и в то же время подвергает собственные впечатления творческой переработке, дает выход своему воображению, реализует художественную задумку в жизнь, учится смотреть на ситуацию с разных точек зрения.
Творческая деятельность дошкольника организовывается педагогом, который должен:
• четко поставить перед воспитанниками проблему;
• создать ситуацию, в которой ребенок сможет самостоятельно выделить имеющиеся проблемы;
• позволить ребенку самостоятельно найти способы ее решения.
При проведении творческих занятий с дошкольниками педагог должен занимать позицию наблюдателя и ненавязчиво корректировать действия ребенка, если возникнет такая необходимость. В творческой деятельности дошкольник должен иметь свободу самовыражения, а не перенимать шаблоны мышления у взрослого.
Способы организации творческой деятельности дошкольников.
Игры-путешествия.
Позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т. д.
Занятия-сказки.
Мир ребенка – это мир фантазии и сказки, ведь детство наполнено сказками, анимационными фильмами, сказочными героями.
Воображение – это внутренний мир детей, врожденный естественный процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий их мир, толковать его смысл. Сказочные образы одновременно оказывают влияние и на сознание, и на подсознание, что предоставляет дополнительные возможности во время общения.
«Праздник сказки» в детском саду является действенным способом снятия психоэмоционального напряжения ребенка. Во время театрализованных представлений дошкольник может примерить на себя образ сказочного персонажа и скорректировать его действия, руководствуясь собственным видением ситуации.
Детское экспериментирование.
Экспериментирование очень интересно детям. Мыслительный эксперимент подразумевает действия в уме. Так, например, дети могут предложить свой вариант концовки сказки. Но больше всего заинтересовывают детей реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух) что помогает ребенку освоить основные признаки неживой природы и растительного мира.
Выставка мастеров.
Организация деятельности дошкольников, направленной на создание предметов декоративно-прикладного искусства и проведение их выставки, всегда положительно воспринимается детьми, стимулирует их к созданию интересных поделок, аппликаций и рисунков, позволяет реализовать ребенку свои творческие потребности.
Творческая игра.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В ней закладываются основы будущей личности. Для этого в квартире, где проживает ребёнок, должна быть оформлена игровая зона, необходимо наличие настольных игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Педагогам необходимо рекомендовать родителям выбирать для создания детского уголка тот материал, который соответствует возрасту ребенка.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дети чаще всего в игровой форме воспроизводят быт взрослых : играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в дочки-матери и т. д. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга, то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Вывод. Социальный опыт ребёнка - это результат специально организованного общественного опыта.
В настоящее время в работе педагога ДОУ возникает необходимость, развивать социализацию во всех сферах деятельности.
Не редко приходится замечать неуверенность детей в самых простых делах. Приходится слышать: «Не буду, не могу, не хочу!».
Тревожность, неусидчивость рассеянное внимание, кратковременная память и т. д. У воспитанников снижен интерес к окружающей жизни, они трудно усваивают общепринятые нормы, правила поведения.
Воспитатели должны стать помощниками ребёнка в его социальном развитии, чтобы он в дальнейшем умело адаптировался в окружающем его обществе, был уверенным, счастливым и самодостаточным.
Важно отметить, что для достижения позитивных результатов в социализации, необходимые методы работы должны быть задействованы непрерывно как в детском саду, так и в семье.
Одним из средств социализации детей является творческая деятельность. При умелой ее организации дети научатся общаться, настраиваться на участие в общих делах, играть в коллективе. В освоении методов этой деятельности дети проявляют искренние эмоции, что развивает их способность к взаимопомощи, позволяет накопить наиболее позитивный социальный опыт. Уметь работать по правилу или образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции - это не только благоприятная почва для развития социальных навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, но и предпосылка к будущей успешной учебной деятельности.
Занимаясь творческой деятельностью, воспитанники становятся более аккуратными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, терпеливыми в работе и в отношении друг к другу. Радость и улыбки детей, спокойствие и терпение в общении – наилучший показатель их успешной деятельности.
Таким образом, творческая деятельность в её различных формах является универсальным средством в социальном развитии детей.