Яна Горенкова
Консультация для воспитателей «ТРИЗ-технология как способ творческой активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал развитым воображением и творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.
Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей безграничен и это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одним из современных и интереснейших методов обучения является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
В использовании технологии ТРИЗ выделяют следующие этапы работы:
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др.
Цель второго этапа – учить ребенка фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой? И др.
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, является универсальным инструментарием, её можно использовать практически во всех видах деятельности (образовательной, игровой, режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
У ТРИЗ определяются следующие функции:
- Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.
- Обучение самостоятельной работе.
- Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.
- Обучение эффективной работе в группах.
- Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.
При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка.
В итоге, у детей:
- Формируется своя точка зрения на различные вещи.
- Появляется свое мнение и смелость для его выражения.
- Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.
- Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.
- Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.
- Появляется смелость общения.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления.
От педагога требуется самостоятельное построение целей, задач, гипотез, планов экспериментальной работы, проверка гипотез, формулировка выводов и внедрение их в практику дошкольного воспитания и обучения.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Вот некоторые из них:
- метод «мозгового штурма»;
- метод «Системный оператор»;
- метод ассоциаций;
- метод синектики (эмпатии);
- метод нахождения и разрешение противоречий и сходства;
- метод проб и ошибок;
- метод фантазирования;
1. Метод «Мозговой штурм»
Это метод необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, и нет реального выхода. Благодаря мозговому штурму дети учатся понимать, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход.
Например:
- Как спасти козлят от волка?
- Из чего построить дом, если нет конструктора?
- На чем рисовать, если нет бумаги?
- Как рассказать сказку, если нет книги?
- Как чисто помыть руки, если нет мыла?
Ответы детей могут быть самыми невероятными, самыми фантастическими, самыми непредсказуемыми, но благодаря этому у них формируются основы рационального мышления.
2. Метод «Системный оператор»
В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран»
Система – это рассматриваемый нами объект. Нужно понимать, что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей и само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.
Подсистема – это часть системы, или элементы системы, составляющие ее (например, система: самолет, подсистема: крылья, хвост, кресла, шасси и др. ; система: метель, подсистема: снег, ветер; система: цветок, подсистема: стебель, листья, лепестки). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (если засохнет корень, то цветок погибнет и т. д.)
Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т. п.)
Система – котенок
Подсистема – лапы, хвост, уши, туловище, голова
Надсистема – домашнее животное
Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее. Пример: (зерно– колос – мука – хлеб)
3. Метод синектики (эмпатии)
Синектика - «совмещение разнородных элементов»
Этот метод предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо (дети представляют себя каким – то конкретным предметом или явлением и передают чувства, переживания, настроение этого образа).
Например: дети собрались мыть руки, спрашиваем их, о чём сейчас думает полотенце? Оно боится, что мы его испачкаем, если плохо помоем руки, радуется тому, что оно поможет сделать руки сухими и т. д.
4. Метод нахождения и разрешение противоречий и сходства
Самый распространенный метод для решения задач с недостатком данных – игра «Да-нет-ка». Чтобы решать такие задачи, необходимо научить детей выбирать из всей известной информации ту, которая нужна для решения, т. е. научить детей сужать поле поиска решения. Данную игру можно использовать, играя с детьми в «Чудо сундучок» (или угадай, что у меня в коробке) Дети задают наводящие вопросы, а воспитатель отвечает на них только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ.
А такая игра как «Хорошо - плохо» помогает детям разбираться в нравственных ситуациях, развивает речь, фантазию и творческое воображение.
Пример: Дождь (это хорошо, т. к. растениям нужна вода. Плохо, т. к. на улице не погулять).
5. Метод ассоциаций
Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания.
Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями, при которой одно из них влечет за собой появление другого. Ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.
Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово «красный» (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется у него слово «красный», можно получить такие ответы: «мак», «флаг», «помидор», «перец» и т. д.
Такие упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.
6. Метод проб и ошибок
«А что, если.» — эта фраза очень часто звучит у детей, когда они хотят что-то решить, т. е. идёт подбор вариантов решения – одни варианты более успешные, другие менее. Это и есть метод проб и ошибок.
Примеры: Простенькая задачка: приведите примеры, когда количество букв в названии числа равно самому числу. Начали перебирать: один, два, ТРИ.
На столе стоят опрокинутыми пять одинаковых фарфоровых чашек. Известно, что под одной из них - орех. Определите, под какой чашкой орех? Ясно, чтобы надежно определить, под какой чашкой орех, надо поднять 4 чашки. Но, может, и повезет, и орех окажется под первой же поднятой чашкой.
7. Метод фантазирования
Чтобы у ребёнка развить фантазию ему в качестве помощников приглашают шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Пример: Увеличение - уменьшение.
Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, гномы, карлики, великаны. Увеличивать и уменьшать можно практически все.
Как один из нестандартных приёмов в технологии ТРИЗ можно использовать друдлы.
Друдлы - это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Смысл головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций. Стоит помнить, что правильного ответа в друдлах нет.
Развитие детей невозможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды. Развивающая среда в группе обеспечивает разные виды деятельности дошкольников и становится основой для их самостоятельной активности.
ТРИЗ – это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Это система приемов, методов и алгоритмов целенаправленного управления процессом поиска решений задач.
Таким образом, можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие психических процессов и личности в целом.