Мария Дудникова
Консультация для воспитателей «Реализация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Целью: изучить особенности русских народных подвижных игр для детей дошкольного возраста.
Задачи:
изучить теоретические аспекты организации русских народных подвижных игр для детей дошкольного возраста;
рассмотреть особенности проведения русских народных подвижных игр для детей дошкольного возраста;
провести исследование влияния русских народных подвижных игр на детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Реализация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка – важная основа формирования нравственных чувств и представлений. Социальное развитие детей и их нравственное воспитание должно быть связано с культурой своей страны. Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию предполагает формирование интереса у детей к историческим событиям, воспитанию чувства уважения к культурному наследию, при этом необходимо учитывать личный опыт дошкольников и их возрастные возможности. Знание традиций, фольклора – все это способствует воспитанию гражданственности, понимания традиций своего народа. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о национальной культуре, если он будет проявлять интерес к приобретенным знаниям: петь народные песни, играть в народные подвижные игры, помнить пословицы и поговорки, народные приметы, отмечать народные праздники, — то можно считать, что воспитательная задача выполнена в пределах, доступных его возрасту.
Путей и средств нравственного воспитания дошкольников много. Одним из главных является приобщение детей к русским народным традициям. Без помощи взрослого ребенку трудно самому выделить в окружающем мире наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять за главное, нетипичное.
Народные подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Воспитательное значение русских народных подвижных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов.
Игры – не пустое занятие. Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учиться подчиняться и брать ответственность на себя.
Подвижные игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
При организации и выборе игр учитываются следующие факторы:
- возраст играющих детей; место проведения игр; количество участников игры; инвентарь для игр; знание правил игры; выбор водящего.
Практически каждая народная подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др. В русских народных считалках особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение трудом рук человека, как нигде сохранились особенные черты русского характера. Благодаря этому они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают:
Тара-бара,
Домой пора-
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить
Тебе водить!
Петушок- петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять,
Невозможно сосчитать!
Катилася торба
С высокого горба
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница
С кем хочешь водиться?
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать!
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга!
Активнее всего, конечно, дети участвуют в состязательных играх. Это – игры, направленные на развитие как физических, так и умственных сил и способностей детей, например: «Петушиный бой», «Пирог», «Дедушка –рожок», «Городки» и др. Среди них выделяется группа игр с различными предметами: палками, камушками, мячами, чурками и т. д. Основной чертой является наличие четко спланированных правил и установка на победу. Народные игры-состязания влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка.
В играх — состязаниях все играющие делятся на две партии (группы, команды) и вначале нужно выбрать вожака для каждой партии, а затем уже определяют состав команды. Разделить всех игроков поровну, так, чтобы не было обидно, помогают скороговорки. Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т. д. Разрешается применять шуточные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т. п.
Во время игры и скороговорок ребенок примеряет на себя разные роли, он учится общаться со сверстниками, учится действовать сообща и добиваться успеха не только для себя, но и для коллектива.
Очень большое значение в воспитании нравственных качеств имеют русские народные хороводные игры. Это – игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу, например: «Мак маковистый», «Дударь-дударь», «У дядюшки Трифона», «И шел козел дорогою…», «Просо сеяли» и др. С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости. Народные хороводные игры имеют еще одно, преимущество – они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин–матерей.
Неоценимым национальным богатством и средством нравственного воспитания являются календарные народные игры, в которых принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое участие их от возраста к возрасту.
В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Во время проведения в детском саду обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря дошкольники играют в разные игры, например на Масленицу: «Гори, гори ясно», «Летят — не летят», «Пирог», «Крута гора», «Салки», а на Вербной неделе «Верба — вербочка», «Дед», «Мосток» и т. п. Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание следует уделять установлению тесных контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной двигательной деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры показывает, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. Русские народные подвижные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях.
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.