Ульяна Притыко
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.
Средствами развития мелкой моторики являются:
Пластилин, бумага, крупа, бусы, пуговицы, природный материал, нитки, тесьма, веревки, шнурки, прищепки, ткани, куклы, песок, вода, карандаши, счетные палочки.
Этапы развития моторных навыков руки
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи. Ниже представлены возможности мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.
• 2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;
• 3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;
• 8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
• 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;
• 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;
• 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
• 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
• 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;
• 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
• 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
• 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
• 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;
• 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
• 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
• 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
• 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;
• 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;
• 2–3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;
• 3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;
• 4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали, рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела, копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;
• 5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).
Способы развития мелкой моторики
В качестве вариантов работы могут быть:
1. Пальчиковая гимнастика (статические и динамические движения, пальчиковый и теневой театр.
2. Пальчиковая гимнастика
3. Пальчиковый театр
4. Известные забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как: «Сорока-белобока.», «Ладушки-ладушки.», «Идет коза рогатая.», «Пальчик-мальчик, где ты был?.», "Этот пальчик дедушка. ” и другие.
Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память, воображение и фантазия. Эти игры дают возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Такие игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
5. Развивающие игрушки:
- Игры-шнуровки;
- Деревянная пирамидка;
- Пирамидка кубики;
- Кубики конструкторы;
- Конструкторы рамки и вкладыши;
- Рамки и вкладыши фигурки на магнитах;
- Фигурки на магнитах пазлы;
- Пазлы мозаика;
- Мозаика нанизывание бусин и другие.
Перечисленные варианты игрушек развивают мелкую моторику руки (последовательность и точность движений, координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии, способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета.
Все это оказывает формирующее влияние на умственное и личностное развитие ребенка. Так же данный вид игр благотворно влияет на подготовку к школе (особенно в овладении письмом).
6. Массажер Су Джок
Массаж при помощи массажного мяча или при использовании массажера Су Джок, а так же ежедневный тщательный массаж кистей рук без использования вспомогательных средств (мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья).
7. Рисование (как красками, при помощи кисти или пальчиками, так и карандашами, мелками).
8. Лепка (в качестве материала может быть пластилин, глина, тесто).
9. Аппликации (ребенок либо рвет бумагу, либо вырезает ножницами).
10. Изготовление поделок из бумаги, картона, ниток, ткани, элементов природы.
11. Игры с наборами мелких игрушек и предметов с разными поверхностями.
12. Счетные палочки для выкладывания узоров, проволочки для создания узоров и фигур.
13. Бытовые манипуляции — застегивание-расстегивание пуговиц, завязывание-развязывание узлов, бантов, плетение кос из веревок, сортировка круп, зёрен (гречка, горох, фасоль, бобы, цветные клубки нитей для перематывания;
14. Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма (упражнения выполняются только простым карандашом или шариковой ручкой):
- Штриховка в разных направлениях (вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой», «штрихом», «точками»);
- Обводки контуров предметов;
- Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты);
- Доведение линий до конца;
- Раскрашивание;
- Прописи.
- Рисование несложных геометрических фигур, букв, цифр в воздухе и на столе пальцем ведущей руки, затем другой рукой и обеими руками вместе.