РИДА ОВАКЯН
Консультация для воспитателей «Перспективно-календарное планирование режимных моментов»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовании происходят большие перемены. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГТ к структуре ООП и условиям ее реализации а сейчас рассматривается проект Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждены новые СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования - качественное образование дошкольников. В свете новых требований предъявляемых к дошкольного образованию наша задача - оптимизировать педагогический процесс.
Публикация «Консультация для воспитателей „Перспективно-календарное планирование режимных моментов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Режим дня. Консультации для родителей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен идти непрерывно, в течение всего дня, а не только в периодах непосредственной образовательной деятельности.
Во всех режимных моментах (кроме времени, отведенного на сон) мы обязаны создавать условия для решения задачи всех образовательных областей. Обеспечить последовательное осуществление воспитательно-образовательной работы с указанием используемых средств, форм и методов помогает планирование.
Перспективное планирование - позволяет учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, единство работы воспитателей.
Перспективно-календарное планирование обеспечивает :
1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную, восприятие художественной литературы, и др).
2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решение воспитательных и образовательных задач на месяц.
3. Реализацию принципа интеграции.
Сегодня мы подробно рассмотрим вопросы планирования совместной деятельности в режимных моментах.
В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдение общественных норм и этикета. Т. Богина, Л. Ионова, Н. Терехова выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков: умывание, чистка зубов, причёсывание, одевание, чистка и мытьё обуви, уход за верхней одеждой, уборка постели, приём пищи, питьё, в туалете (пользование туалетной бумагой, мытьё рук после туалета, перемена одежды с учётом погоды, содержание личных вещей в порядке.
Планирование образовательной работы, режимных моментов в течение дня поможет обеспечить рациональное распределение разнообразных форм работы по дням недели и распределить материал для формирования и закрепления знаний, умений и навыков дошкольников. По мере роста навыков и знаний дошкольников необходимо предусмотреть постепенное усложнение как содержания, так и методов воспитания, обучения, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития.
Учитывая требования современные требования СанПиН, мы, конечно, исключим из планирования чистку и мытьё обуви, уборку постели. Но вполне можно планировать работу по обучению детей умению вытирать обувь о коврик или решётку, обметать обувь от снега веником в зимнее время, аккуратному складыванию пижамы после сна. Так как в нашем детском саду в данное время не практикуется чистка зубов, то мы можем планировать работу по выработке правильного навыка полоскания рта после еды.
Многие формы и методы работы, используемые в режимных моментах, повторяются ежедневно, поэтому предлагаю планировать их сразу на месяц, т. е. перспективно, указывая форму работы, цель. В календарный план вписывать только название формы работы, а в перспективном плане отмечая дату проведения.
Рассмотрим содержание работы в ходе режимных моментов по образовательной области «Здоровье».
Умывание:
• правила поведения в умывальной комнате (не толкаться, мыть руки по очереди, подходить к раковине по двое и т. п.)
• последовательность действий при мытье рук (закатывание рукавов при необходимости, правильное намыливание, смывание пены, отжимание рук);
• вытирание лица, рук и последовательность действий;
• правильное пользование полотенцем;
• кратность мытья рук;
• пользование расческой;
• пользование носовым платком.
В процессе одевания и раздевания необходимо отрабатывать:
• правильную последовательность одевания и раздевания; • умение аккуратно складывать одежду (воспитатели должны не только рассказать о способах складывания а по необходимости продемонстрировать);
• правильное размещение её в шкафу, на стульчике (уточнить что где храним);
• хранение физкультурной формы (уточнить);
• способы ухода за одеждой: расправлять, выворачивать, просушивать;
• Умение застёгивать и расстегивать разнообразные виды застёжек;
• Умение обращаться с просьбой и благодарить за оказанную услугу;
При проведении закаливающих процедур:
• ценность здоровья;
• необходимость закаливания,
• правильная осанка;
• бережное отношение к своему телу;
• функциональное назначение частей тела и органов чувств;
• Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения во время закаливания.
Во время приё ма пищи:
• знакомство с правилами поведения во время еды, столовым этикетом;
• пользование столовыми приборами;
• пользование салфеткой;
• культурой еды: жевать с закрытым ртом, наклоняться над тарелкой, отламывать кусочки котлеты, запеканки, есть ягоды из компота ложкой, после того как выпит компот и т. д. (предложить воспитателям продолжить);
• полоскание рта после еды (уточнить, как правильно это нужно делать);
• польза разнообразных продуктов;
• функциональное назначение частей тела и органов чувств;
• правилами выхода из-за стола;
• переноса посуды (чашка, блюдце).
В режимных моментах можно планировать деятельность дежурных по столовой (о. о. «Труд») :
• подготовка к дежурству (последовательность действий);
• последовательность сервировки стола (уточнить с воспитателями);
Теперь я предлагаю рассмотреть какие формы работы можно планировать в процессе этих режимных моментов.
Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Мы с вами помним, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Важно особенно в младшем дошкольном возрасте использовать игровые приёмы.
Планируя работу по формированию культурно-гигиенических навыков необходимо знать программные задачи своей возрастной группы. В связи с этим в планировании должно просматриваться усложнение задач, т. е. сначала планируются обучающие, формирующие задачи, затем развивающие, закрепляющие умения, далее совершенствование умения, навыка. Таким образом, в планировании будет соблюдён принцип последовательности в работе с детьми. Для реализации принципа интеграции необходимо просмотреть задачи всех образовательных областей, которые будут решаться в течение месяца, и постараться подобрать соответствующие формы работы.
Можно использовать следующие формы работы:
• Чтение потешек, коротких стихов, загадок;
• Внесение игровых, сказочных персонажей;
• Игровое упражнение;
• Дидактические игры («Часы», «Гусеница»);
• Рассматривание иллюстраций, картин схем с последовательностью выполнения действий (мытьё рук, умывание, полоскания рта, причёсывание, одевание, раздевание и т. п.);
• Ситуативный разговор (о правилах этикета, правилах поведения за столом, в спальне, о пользе продуктов, об одежде по сезону, погоде; о пользе закаливания и т. п.);
• Показ способа действия взрослым или ребёнком (например, как правильно вытирать руки полотенцем);
• Пословицы, поговорки (старший дошкол. возр.);
• Словесные игры;
• Знакомство с правилами.
• Дежурство: по спальне, умывальной комнате, раздевалке (старший дошкол. возр.);
• Проблемные ситуации.
Цели у этих форм работы могут быть самые разнообразные:
• Формирование культурно-гигиенических навыков во время умывания, приёма пищи, одевания.
• Развитие умения планировать свою деятельность.
• Закрепления правил поведения за столом, в спальне и т. д.
• Знакомство с правилами безопасного поведения.
• Воспитание культуры еды, общения.
• Знакомство с правилами этикета.
• Воспитание бережного отношения к вещам.
• Развитие представлений о здоровой и полезной пище.
• Развитие представлений о пользе закаливания.
• Расширение и активизация словаря детей.
• Знакомство детей со свойствами и качествами материалов (например, какой бывает вода? Какое полотенце на ощупь? и т. п.)
• Упражнения в использовании вежливых слов и другие.
Планируя воспитательно-образовательную работу в процессе режимных моментов, мы можем решать задачи большинства образовательных областей, например таких как: «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Социализация». А так же способствовать и развитию интегративных качеств: «Любознательный и активный», «Овладевший средствами общения», «Физически развитый», «Способный управлять своим поведением».
Таким образом, можно сделать вывод, что планирование данного раздела, важный момент в планировании воспитательно-образовательной работы с детьми.
При выборе форм работы с детьми в режимных моментах вы можете использовать следующие методические пособия:
1. И. Н. Курочкина «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников»
2. В. А. Зебзеева «Организация режимных процессов в ДОУ»
3. В. Г. Алямовская, К. Ю. Белая и др. «Ребёнок за столом»
Приведу примеры некоторых форм работы с названиями:
«Как правильно пользоваться вилкой», «Как каша помогает расти», конкурс «Самый аккуратный стол», «Самая чистая тарелка», словесная игра «Комплимент», поговорка «Кто опрятен - тот приятен».
Упражнения: «Надо, надо умываться…», «Подружка расческа, а где же причёс ка», «Съедим кусочек хлеба», «Моя помощница - салфетка», «Благодарим за обед».