Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Способы словообразования у дошкольников»

Анна Филиппова
Консультация для воспитателей «Способы словообразования у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется словарь ребёнка в количественном и качественном аспектах. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, т. к. по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

Публикация «Консультация для воспитателей „Способы словообразования у дошкольников“» размещена в разделах

Если ребенок не владеет готовым словом, он "изобретает" его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка. Так что же такое словообразование?

Словообразование – процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц— соединение основ с аффиксами (рус. «стол-ик», «за-столь-н-ый», соединение нескольких основ (рус «узкоколейный», «громкоговоритель», перевод основ из одного класса в другой («руль— рулить», «золото— золотой»,чередования в составе основы («глухой — глушь») и др. ; вид деривации (порождения) лингвистических единиц, направленный на создание нового однословного наименования, мотивированного смысловой и формальной связанностью с исходной единицей.

Словообразование— один из важнейших источников пополнения словарного состава языка, один из главных путей образования терминов.

Чаще словообразование рассматривается как самостоятельная лингвистическая дисциплина. Словообразование устанавливает и описывает структуру и значение производных, их компоненты, основные приёмы и средства деривации, модели производных и их классификацию; изучает группировки производных в словообразовательные ряды и гнёзда, словообразовательные значения и категории; выясняет принципы устройства и организации словообразовательной системы в целом.

В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы:

1. Слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем);

2. Слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем).

Морфологический способ :

- аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).

- сложение (сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ).

Неморфологический способ :

- морфолого-синтаксический (способ перехода одной части речи в другую, например: «мороженое», «столовая»);

- лексико-синтаксический (образование слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: «вечнозеленый», «сейчас»);

- лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы или приобретение нового значения, например: «боксер» — порода собаки и «боксер» — спортсмен по боксу);

Слова в языке образуются серийно, для этого используются определенные схемы, формулы. Слова приобретают типовые словообразовательные значения.

В русском языке система словообразования соотносится как с лексикой, так и с грамматикой. Этим и определяется многообразие способов образования слов, исключительные словообразовательные возможности русского языка. Овладевая морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребёнок приобретает возможность пользоваться полноценной грамматически и фонетически правильно оформленной речью.

Под словообразовательной системой понимают элементы, из которых состоят слова, значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания, их роль в словопроизводстве; а также законы по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими).

В современной науке словообразование принято рассматривать, как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций:

операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции (т. е. включения) словообразовательной частицы в состав производного слова (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Н. И. Жинкин). Отечественные лингвисты и психолингвисты рассматривают словообразование не только, как средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов. Их появление в речи ребенка указывает на значительное продвижение в познании действительности языка, т. е. отражает переход на новый уровень когнитивного и языкового развития.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей.

Консультация для воспитателей «Роль летних прогулок для дошкольников»Консультация для воспитателей «Роль летних прогулок для дошкольников» Лето — удивительное время года! Дети с нетерпением ждут, когда же оно наступит. Для ребят лето — это особая пора, ведь можно вдоволь нагуляться.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина»Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина» Анна Ахматова сказала про Пушкина: “Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Способы словообразования у дошкольников»
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 10:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Способы словообразования у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Филиппова (УИ 1684309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД