Анна Филиппова
Консультация для воспитателей «Способы словообразования у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется словарь ребёнка в количественном и качественном аспектах. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, т. к. по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Способы словообразования у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Если ребенок не владеет готовым словом, он "изобретает" его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка. Так что же такое словообразование?
Словообразование – процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц— соединение основ с аффиксами (рус. «стол-ик», «за-столь-н-ый», соединение нескольких основ (рус «узкоколейный», «громкоговоритель», перевод основ из одного класса в другой («руль— рулить», «золото— золотой»,чередования в составе основы («глухой — глушь») и др. ; вид деривации (порождения) лингвистических единиц, направленный на создание нового однословного наименования, мотивированного смысловой и формальной связанностью с исходной единицей.
Словообразование— один из важнейших источников пополнения словарного состава языка, один из главных путей образования терминов.
Чаще словообразование рассматривается как самостоятельная лингвистическая дисциплина. Словообразование устанавливает и описывает структуру и значение производных, их компоненты, основные приёмы и средства деривации, модели производных и их классификацию; изучает группировки производных в словообразовательные ряды и гнёзда, словообразовательные значения и категории; выясняет принципы устройства и организации словообразовательной системы в целом.
В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы:
1. Слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем);
2. Слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем).
Морфологический способ :
- аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).
- сложение (сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ).
Неморфологический способ :
- морфолого-синтаксический (способ перехода одной части речи в другую, например: «мороженое», «столовая»);
- лексико-синтаксический (образование слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: «вечнозеленый», «сейчас»);
- лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы или приобретение нового значения, например: «боксер» — порода собаки и «боксер» — спортсмен по боксу);
Слова в языке образуются серийно, для этого используются определенные схемы, формулы. Слова приобретают типовые словообразовательные значения.
В русском языке система словообразования соотносится как с лексикой, так и с грамматикой. Этим и определяется многообразие способов образования слов, исключительные словообразовательные возможности русского языка. Овладевая морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребёнок приобретает возможность пользоваться полноценной грамматически и фонетически правильно оформленной речью.
Под словообразовательной системой понимают элементы, из которых состоят слова, значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания, их роль в словопроизводстве; а также законы по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими).
В современной науке словообразование принято рассматривать, как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций:
операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции (т. е. включения) словообразовательной частицы в состав производного слова (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Н. И. Жинкин). Отечественные лингвисты и психолингвисты рассматривают словообразование не только, как средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов. Их появление в речи ребенка указывает на значительное продвижение в познании действительности языка, т. е. отражает переход на новый уровень когнитивного и языкового развития.