Ольга Уколова
Консультация для воспитателей «Специфика здоровьесберегающей среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач образовательной программы, реализуемой в ДОУ, является охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни, а также физическое и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Задача охраны и укрепления здоровья, физического развития детей пронизывает деятельность всех специалистов ДОУ, являясь составной частью их должностных обязанностей.
Реализация данных задач предполагает соблюдение следующих условий:
-проведение лечебно-профилактических мероприятий;
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Темочки
-обеспечение психологической безопасности личности ребенка;
-оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса;
-формирование представлений о себе, о своем организме, о своем здоровье.
1. Профилактическая работа.
Профилактические мероприятия проводятся согласно индивидуальным графикам. В перечень оздоровительных услуг, оказываемых детям в ДОУ, входят:
• гигиенические процедуры;
• занятия физкультурой (в зале и на воздухе);
• подвижные игры;
• спортивные праздники и развлечения;
• дыхательная гимнастика;
• витаминизация пищи;
• кварцевание;
Медицинские услуги включают:
• профилактические прививки;
• антропометрические измерения детей;
• контроль осанки;
• систематические осмотры детей по показателям здоровья.
Организованная в учреждении лечебно-профилактическая работа способствует стабилизации и сохранению уровня позитивного здоровья дошкольника.
2. Обеспечение психологической безопасности ребенка.
Обеспечение психологической безопасности ребенка мы связываем с психофизическим здоровьем и эмоциональным благополучием ребенка, с организацией среды, в которой он живет и воспитывается, стилем общения, распорядком дня, что обеспечивает бережное отношение к нервной системе дошкольника.
Так пребывание ребенка в детском саду определяет режим дня и расписание занятий, в которых отражено не только распределение ум-ственной и физической нагрузок в течение дня, но и сезонность.
На занятиях с умственной нагрузкой используют физкультурные минутки и паузы, ритмические и танцевальные движения, подвижные игры, а на двигательных занятиях – словесные, хороводные, малоподвижные игры, упражнения на релаксацию. Для профилактики утомления отдельных детей используется уменьшение общей нагрузки.
Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника включает в себя и доброжелательный стиль общения взрослого с ребенком. Дети – партнеры взрослых в играх, на занятиях, в труде, по-исковой деятельности. Все взрослые стремятся установить с детьми до-верительные отношения, поддержать в группе спокойную жизнерадостную обстановку. Во взаимодействии с детьми применяется такой прием, как ориентация на успех, что повышает уверенность ребенка в своих силах и позволяет реализовать право на ошибку.
Для обеспечения психологической безопасности ребенка и организации здоровьесберегающего пространства в МДОУ выполняются требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям: педагогические, эстетические и гигиенические.
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса.
Степень утомления воспитанников, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и в конечном итоге состояние здоровья зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения. Режим обучения – с сентября по май. Методы обучения целиком и полностью зависят от возрастных особенностей детей: в группах раннего и младшего дошкольного возраста – игровые; старшего дошкольного возраста – создание практических ситуаций.
В течение дня педагогами используются:
• разнообразные формы работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей в режиме дня (лого-ритмика, рассматривание макетов, игры-демонстрации, коллективное чтение, обсуждение примеров здорового и нездорового об-раза жизни и т. д.);
• различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул и летний период);
• комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
• физкультурные занятия всех типов и видов в зале и на улице;
• оптимальный двигательный режим.
Кроме традиционной двигательной деятельности детей, в воспитательно-образовательный процесс включаются технологии оздоровления и профилактики :
• пятиминутки здоровья;
• двигательные переменки между занятиями;
• проведение дней здоровья;
• физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице.
Коррекционная деятельность заключается в работе с детьми:
• отстающими в основных видах движения;
• имеющими склонность к нарушению осанки и плоскостопие.
Основное условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников в детском саду – системная работа, включающая оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
Говорить о реализации в образовательном учреждении здоровьесберегающей педагогики можно только тогда, когда забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива.