Швецова Елена Владимировна
Консультация для воспитателей «Современная образовательная технология в дошкольном образовательном учреждении «Буккроссинг»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время научить детей любить книги и приобщить к чтению является проблемой. К сожалению, в наше время телевидение и Интернет существенно снизили престиж чтения книг. В современном мире высоких технологий бумажные книги заменяются планшетами, телефонами, в общем, гаджетами. Зачем же читать бумажные книги? А ведь каждая книга — это практически «живое» существо, которое имеет душу.
Темочки:
- Буккроссинг. Обмен книгами, книговорот
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Темочки
Согласитесь, ничем не заменить шорох перелистываемых страниц, незабываемый запах типографской краски, необыкновенные ощущения, когда дотрагиваешься до бумажных листочков. Но когда книгу не читают, то она теряет свои привлекательные свойства и тепло, становится просто обычной бумагой.
Книга и чтение – это ценность, которая оказывает воспитывающее, развивающее и образовательное средство на человека. В домашнем досуге книга всё чаще заменяется просмотром телепередач, видеоиграми, редкостью становятся домашние библиотеки.
Наблюдая за воспитанниками, замечено, что ребята все реже подходят к полочке с книжками, не так часто обращаются с просьбой почитать. В беседе с детьми о чтении на ночь, выяснилось, что 30% ребят перед сном смотрят мультфильмы по телевизору или видео на планшете. Поэтому стало очевидно, что сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации, перед педагогами стоит проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФОП и ФГОС ДО.
Сегодня, с учетом современных требований ФГОС задача дошкольного образования состоит в том, чтобы развивать у дошколят интерес к художественной литературе и ее ценностно-смысловое восприятие через стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений как предпосылки к формированию «читательской грамотности».
Понятие «грамотный читатель» условно для детей дошкольного возраста, потому что сам ребенок не умеет читать, он – слушатель. Именно взрослые, родители, педагоги должны помочь развить интерес детей к книге, формируя будущего грамотного читателя, умеющего размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
«Буккроссингом» называют общественное движение людей, любящих читать книги. Идея создания «буккроссинга» принадлежит американцу Рону Хорнбекеру и заключается в следующем – люди, которые уже прочитали книги, не должны хранить их на своих книжных полках. Можно обмениваться книгами с другими людьми, для этого в общественных местах, заранее отметив их специальным знаком, оставлять прочитанные книги и сообщать о книгообмене через сетевые ресурсы.
История буккроссинга– инструмент продвижения книги и чтения, интегрирующий инновации в традиции.
Удивительно, что в эру электронного потопа мир охватило братство тех, кто ценит книгу как великий инструмент развития человеческой цивилизации.
В н м объединились и работники книжной и библиотечной сферы, и книголюбы-книгочеи всех возрастов, социальных групп и национальных культур. Само по себе добровольное общественное движение, в котором люди отдают свои книги любому, кто захочет их прочитать, можно смело оценить как благородное проявление человеческой щедрости, желания поделиться радостью интересных впечатлений и открытий в прекрасном книжном мире.
Именно поэтому частная инициатива небольшой группы энтузиастов книголюбов всего за 10 лет превратилась в крупный общественный проект, и он был подхвачен в разных странах мира. А в 2015 г. его сторонники провозглашают на своем сайте (конечно, с преувеличением) : «Буккроссинг – это… доступная через интернет информационная база – Всемирная библиотека. На сегодня в этой базе зарегистрировано более 13 миллионов экземпляров книг на многих языках мира».
Англоязычные основатели движения назвали его «bookcrossing», что означает на английском перемещение книги, в русской терминологии бытуют два варианта: калька с английского «буккроссинг» и русский эквивалент – неологизм «книговорот».
Сегодня ни для кого не секрет: существует кризис библиотечного дела в целом, и значительная утрата его монополии в эру интернета на предоставление информации, источников образования и научной деятельности. Крайне опасный для состояния культуры общества фактор – сокращение чтения печатных книг под влиянием информационных и экономических процессов –требуется преодолевать всеми возможными средствами.
Интернет и цифровые технологии в целом породили стремительное переключение людей в более удобные каналы доступа к информации – не сказать, чтобы достоверной и дающей глубокие знания, но разнообразной, а главное – предельно оперативной и комфортной. Резко упала книжная торговля, количество книжных магазинов в России неуклонно сокращается. Одновременно средняя стоимость книги увеличилась за несколько лет на 40%, в то время как торговые площади сократились на 20-30%.
В итоге мы получили социально опасную деградацию книжной сферы, следовательно, и деградацию образования, культуры, науки. Поэтому любые общественные меры, направленные на поддержание и продвижение чтения, могут и должны использоваться, чтобы восстановить их социальный авторитет и привлекательность для всех поколений и разных слоев общества. Буккросинг – безусловно, в этом ряду.
Самое любопытное: проект «освобождения книг» начал и осуществил не представитель библиотечного или книжного дела, а программист Рон Хорнбейкер. Как он поведал журналистам, однажды в 2001 г., осматривая с женой многочисленные книжные полки, они решили: так жить больше нельзя! И супруги придумали отпускать прочитанные книги в путешествие к другим людям, которым они могут пригодиться. Тут программист применил и свои навыки, подключив к делу интернет.
А вскоре о движении кроссеров заговорили средства массовой информации – знак широкого признания. И это неслучайно: к этому проекту подходят все эпитеты, присущие гуманистическим идеалам нашей цивилизации.
Во-первых, альтруизм: ведь книги отдаются бескорыстно, с заботой о благе других людей.
Во-вторых, морально-ценностная ориентация - буккроссеры дарят не чтиво, а книги высокого интеллектуального и эстетического уровня - во всяком случае – понравившиеся владельцу, вызвавшие желание поделиться своим открытием с ближними и дальними.
Отсюда третий плюс – коммуникабельность: кроссеры охотно обмениваются мнениями о прочитанном. А по открытости в социальном, этническом, конфессиональном и других аспектах это движение разделяет демократичные принципы библиотек.
Буккроссер, участник буккроссинга — человек или организация, предоставляющие книги для безвозмездной передачи всем желающим, а также пользующиеся «отпущенными» книгами, независимо от того, передают их следующим любителям чтения или оставляют в личном пользовании. Запрещена только продажа таких книг, что указано в ярлыках, наклеиваемых на обложки, в специальных штампах на форзацах изданий. Букрей [англ. неологизм из двух слов: book – книга + ray - луч], вариант буккроссинга — путешествие книги от одного читателя к другому, в том числе пересылка по почте, часто через границы стран и континентов, когда она не возвращается к «отпустившему» е буккроссеру.
Буккроссинг (в переводе с английского — «перекрестный обмен книгами») — это международное общественное движение. Его предназначение — «отпускать тома на волю» и пропагандировать ответственное «книжное потребление».
Буккроссинг — это одна из экологичных альтернатив покупкам книг. Суть движения проста — человек, прочитав книгу, оставляет ее в общественном месте (кафе, библиотеке, станции метро) для того, чтобы любой желающий мог забрать его себе. Этот человек позже запускает процесс заново. Зачем делиться книгами? «Поделиться книгами с друзьями и соседями — это естественный инстинкт.
С организацией «буккроссинга» для детей и родителей открывается огромная возможность ежедневно познакомиться с новым литературным произведением, провести со своим ребенком вечер – досуг с книгой, обсудить прочитанное.
Цель внедрения технологии в ДОУ : способствовать формированию интереса к чтению, возрождению традиции семейного чтения.
- познакомить детей и родителей с современным направлением - буккроссинг;
- ввести в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующими приобщению детей к чтению книг для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
- развивать коммуникативные, познавательные умения детей, умения слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции; умения вести диалог, выразительного рассказывания, умения импровизировать;
- воспитывать интерес к проявлению творчества, самостоятельности, инициативности.
Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.
Как, бы ни была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.