Швецова
Консультация для воспитателей «Современная образовательная технология в дошкольном образовательном учреждении «Буккроссинг»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время научить детей любить книги и приобщить к чтению является проблемой. К сожалению, в наше время телевидение и Интернет существенно снизили престиж чтения книг. В современном мире высоких технологий бумажные книги заменяются планшетами, телефонами, в общем, гаджетами. Зачем же читать бумажные книги? А ведь каждая книга — это практически «живое» существо, которое имеет душу.
Согласитесь, ничем не заменить шорох перелистываемых страниц, незабываемый запах типографской краски, необыкновенные ощущения, когда дотрагиваешься до бумажных листочков. Но когда книгу не читают, то она теряет свои привлекательные свойства и тепло, становится просто обычной бумагой.
Книга и чтение – это ценность, которая оказывает воспитывающее, развивающее и образовательное средство на человека. В домашнем досуге книга всё чаще заменяется просмотром телепередач, видеоиграми, редкостью становятся домашние библиотеки.
Наблюдая за воспитанниками, замечено, что ребята все реже подходят к полочке с книжками, не так часто обращаются с просьбой почитать. В беседе с детьми о чтении на ночь, выяснилось, что 30% ребят перед сном смотрят мультфильмы по телевизору или видео на планшете. Поэтому стало очевидно, что сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации, перед педагогами стоит проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФОП и ФГОС ДО.
Сегодня, с учетом современных требований ФГОС задача дошкольного образования состоит в том, чтобы развивать у дошколят интерес к художественной литературе и ее ценностно-смысловое восприятие через стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений как предпосылки к формированию «читательской грамотности».
Понятие «грамотный читатель» условно для детей дошкольного возраста, потому что сам ребенок не умеет читать, он – слушатель. Именно взрослые, родители, педагоги должны помочь развить интерес детей к книге, формируя будущего грамотного читателя, умеющего размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
«Буккроссингом» называют общественное движение людей, любящих читать книги. Идея создания «буккроссинга» принадлежит американцу Рону Хорнбекеру и заключается в следующем – люди, которые уже прочитали книги, не должны хранить их на своих книжных полках. Можно обмениваться книгами с другими людьми, для этого в общественных местах, заранее отметив их специальным знаком, оставлять прочитанные книги и сообщать о книгообмене через сетевые ресурсы.
История буккроссинга– инструмент продвижения книги и чтения, интегрирующий инновации в традиции.
Удивительно, что в эру электронного потопа мир охватило братство тех, кто ценит книгу как великий инструмент развития человеческой цивилизации.
В н м объединились и работники книжной и библиотечной сферы, и книголюбы-книгочеи всех возрастов, социальных групп и национальных культур. Само по себе добровольное общественное движение, в котором люди отдают свои книги любому, кто захочет их прочитать, можно смело оценить как благородное проявление человеческой щедрости, желания поделиться радостью интересных впечатлений и открытий в прекрасном книжном мире.
Именно поэтому частная инициатива небольшой группы энтузиастов книголюбов всего за 10 лет превратилась в крупный общественный проект, и он был подхвачен в разных странах мира. А в 2015 г. его сторонники провозглашают на своем сайте (конечно, с преувеличением): «Буккроссинг – это… доступная через интернет информационная база – Всемирная библиотека. На сегодня в этой базе зарегистрировано более 13 миллионов экземпляров книг на многих языках мира».
Англоязычные основатели движения назвали его «bookcrossing», что означает на английском перемещение книги, в русской терминологии бытуют два варианта: калька с английского «буккроссинг» и русский эквивалент – неологизм «книговорот».
Сегодня ни для кого не секрет: существует кризис библиотечного дела в целом, и значительная утрата его монополии в эру интернета на предоставление информации, источников образования и научной деятельности. Крайне опасный для состояния культуры общества фактор – сокращение чтения печатных книг под влиянием информационных и экономических процессов –требуется преодолевать всеми возможными средствами.
Интернет и цифровые технологии в целом породили стремительное переключение людей в более удобные каналы доступа к информации – не сказать, чтобы достоверной и дающей глубокие знания, но разнообразной, а главное – предельно оперативной и комфортной. Резко упала книжная торговля, количество книжных магазинов в России неуклонно сокращается. Одновременно средняя стоимость книги увеличилась за несколько лет на 40%, в то время как торговые площади сократились на 20-30%.
В итоге мы получили социально опасную деградацию книжной сферы, следовательно, и деградацию образования, культуры, науки. Поэтому любые общественные меры, направленные на поддержание и продвижение чтения, могут и должны использоваться, чтобы восстановить их социальный авторитет и привлекательность для всех поколений и разных слоев общества. Буккросинг – безусловно, в этом ряду.
Самое любопытное: проект «освобождения книг» начал и осуществил не представитель библиотечного или книжного дела, а программист Рон Хорнбейкер. Как он поведал журналистам, однажды в 2001 г., осматривая с женой многочисленные книжные полки, они решили: так жить больше нельзя! И супруги придумали отпускать прочитанные книги в путешествие к другим людям, которым они могут пригодиться. Тут программист применил и свои навыки, подключив к делу интернет.
А вскоре о движении кроссеров заговорили средства массовой информации – знак широкого признания. И это неслучайно: к этому проекту подходят все эпитеты, присущие гуманистическим идеалам нашей цивилизации.
Во-первых, альтруизм: ведь книги отдаются бескорыстно, с заботой о благе других людей.
Во-вторых, морально-ценностная ориентация - буккроссеры дарят не чтиво, а книги высокого интеллектуального и эстетического уровня - во всяком случае – понравившиеся владельцу, вызвавшие желание поделиться своим открытием с ближними и дальними.
Отсюда третий плюс – коммуникабельность: кроссеры охотно обмениваются мнениями о прочитанном. А по открытости в социальном, этническом, конфессиональном и других аспектах это движение разделяет демократичные принципы библиотек.
Буккроссер, участник буккроссинга — человек или организация, предоставляющие книги для безвозмездной передачи всем желающим, а также пользующиеся «отпущенными» книгами, независимо от того, передают их следующим любителям чтения или оставляют в личном пользовании. Запрещена только продажа таких книг, что указано в ярлыках, наклеиваемых на обложки, в специальных штампах на форзацах изданий. Букрей [англ. неологизм из двух слов: book – книга + ray - луч], вариант буккроссинга — путешествие книги от одного читателя к другому, в том числе пересылка по почте, часто через границы стран и континентов, когда она не возвращается к «отпустившему» е буккроссеру.
Буккроссинг (в переводе с английского — «перекрестный обмен книгами») — это международное общественное движение. Его предназначение — «отпускать тома на волю» и пропагандировать ответственное «книжное потребление».
Буккроссинг — это одна из экологичных альтернатив покупкам книг. Суть движения проста — человек, прочитав книгу, оставляет ее в общественном месте (кафе, библиотеке, станции метро) для того, чтобы любой желающий мог забрать его себе. Этот человек позже запускает процесс заново. Зачем делиться книгами? «Поделиться книгами с друзьями и соседями — это естественный инстинкт.
С организацией «буккроссинга» для детей и родителей открывается огромная возможность ежедневно познакомиться с новым литературным произведением, провести со своим ребенком вечер – досуг с книгой, обсудить прочитанное.
Цель внедрения технологии в ДОУ: способствовать формированию интереса к чтению, возрождению традиции семейного чтения.
- познакомить детей и родителей с современным направлением - буккроссинг;
- ввести в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующими приобщению детей к чтению книг для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
- развивать коммуникативные, познавательные умения детей, умения слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции; умения вести диалог, выразительного рассказывания, умения импровизировать;
- воспитывать интерес к проявлению творчества, самостоятельности, инициативности.
Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.
Как, бы ни была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.