оксана нужина
Консультация для воспитателей «Сказкотерапия с использованием технологий Воскобовича»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия – это здоровье сберегающая технология, которую используют педагоги, заботящиеся об эмоциональном и психологическом здоровье ребёнка, развитии его творческих способностей, расширении сознаний, совершенствовании взаимодействия с окружающим миром.
В современной атмосфере излишней информационной доступности необходимо вернуть внимание родителей к вековой народной культуре. Наиболее распространенным видом устного народного творчества является сказка.
Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешним влияниям и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному нравственным чувством и сознанием поведению. Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом для человека. Ребёнку важно, чтобы взрослый являлся носителем тех моральных ценностей, к которым у него формируется личное отношение. Русская народная сказка в этом отношении отвечает потребностям ребенка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности»- путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся, выразителями идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера - добротой, трусостью, смелостью - и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности. Ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться, в сущности, происходящего между ними конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их поведению.
«Умные игры в добрых сказках» с использованием Развивающих игр В. В. Воскобовича
Развивающие игры В. В. Воскобовича представляют большой интерес.
Они направлены на развитие мышления ребёнка и творческого начала.
Чтобы привлечь ребёнка к развивающим играм и образовательной
деятельности в целом, нужно вначале заинтересовать его сказкой, дать
возможность прочувствовать сопричастность к героям. После этого дома или в группе малыш вновь постарается пережить очарование сказкой и потянется к этим играм
• Развивающие игры
Базовыми являются игры В. В. Воскобовича. Главной особенностью его
технологии является то, что ее легко внедрить в обычный игровой процесс,
не меняя и не перестраивая привычные рамки. Кроме того, в отличии от
других авторов, детали конструкторов В. В. Воскобовича «Чудо – Соты
«Чудо Крестики, Крестики
«Прозрачный квадрат»; «Квадрат Воскобовича двухцветный»; «Змейка»
легко сочетаются между собой, что дает простор для творчества детей и
педагогов.
• Сказкотерапия.
Данный метод имеет немаловажное значение в воспитании здорового
образа жизни ребёнка, помогающий ему сохранять и укреплять свое здоровье
на основе физических упражнений и представляет систему ценностей в
народной культуре.
Любая сказка приобщает к опыту своего народа и социализирует его.
У дошкольников формируются чувство товарищества, коллективизма, дружбы, социально-нравственные качества, любовь к Родине. Уважение к взрослым, гуманистическое отношение к природе.
Через сказки и былины ребята
получают первые представления о чести, справедливости, достоинстве,
преданности, помогают герою с помощью развивающих игр. Реализация
полученных знаний в оценочных суждениях, которые выражают отношение к
духовным и семейным ценностям.
Инновационные методы и технологии.
Использование
ИКТ
способствует развитию эмоционального интеллекта.
Состояния сказки (детям с большого экрана лучше видно иллюстрации с
изображением персонажа, его мимику, жесты, настроение; с помощью
музыкального сопровождения дети
лучше выполняют движения, справляются со всеми заданиями.
Дети знакомятся с прекрасными
иллюстрациями к сказкам (художники –иллюстраторы: Н. М. Кочергин, М.
Ф. Петров, Т. А. Маврина, И. Я. Билибин, Е. М. Рачёв, Ф. С. Рожановский, В.
Основные принципы обучения.
«Сказочный сюжет». Занятия выстраиваются вокруг сюжета
выбранной сказки. Игровые задания логически взаимосвязаны с выбранной
темой.
• «Осознание успешности». Необходимо регулярно поощрять детей,
незаметно оказывать им своевременную помощь. Ребёнок должен осознать
чувство успеха.
• «Стремление к преодолению трудностей». В содержании игровых
заданий должен присутствовать элемент трудностей, но в то же время
задания должны быть понятными и посильными. Дошкольнику нужно для
достижения цели проявить терпение и приложить усилия.
Взрослый является полноправным участником игры: он объясняет правила, показывает действия, взаимодействует с ребенком, наблюдает за выполнением заданий, предупреждает детский
травматизм и конфликтные ситуации.
• «Эмоциональные переживания». В процессе сказочного повествования
осуществляется имитация различных эмоциональных состояний.
Перечисленные принципы
способствуют формированию условий,
направленных на развитие интеллекта ребёнка, его творческих способностей,
В результате освоения программы ребенок овладевает следующими
компетенциями:
Начинает формироваться произвольность как умение прилагать усилия
и концентрировать процесс усвоения; ребенок учится следовать инструкции
взрослого и самостоятельно оценить свой результат деятельности, сравнивая
с образцом.
Умеет планировать свою деятельность, намечает последовательность,
отбирает необходимый материал.
Соотносит эталон формы с формой объемных тел и предметов, с
формой предметного изображения, составляет целое из частей предметного
изображения.
Ориентируется на листе (верх, низ, середина, справа от середины, слева
середины,
сверху
вниз,
снизу
верх,
слева
направо и в разных направлениях.
Развита диалогическая речь : задает вопросы и отвечает, умеет
оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно
и связно, точно и выразительн пересказывает и рассказывает.
Эмоционально откликается на художественные произведения.
Осознанно овладевает нравственными и этическими категориями, а
особенно категориями добра и зла.
С удовольствием слушает программные жанровые произведения в
исполнении взрослого, узнает и повторяет понравившиеся.
Умеет ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения,
оценить поступки героев, определить их характер.
Знает произведения известных отечественных и зарубежных писателей
и поэтов.
Знаком с русскими народными сказками, может назвать пословицы,
приметы, загадки и пр.
Описание элементов занятия
1. Эмоциональное реагирование
На протяжении всего занятия дети знакомятся с чертами характера героев сказки и отражают их эмоционально. Эмоции воздействуют на все познавательные процессы: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление, речь.
2. Сказкотерапевтические моменты
Показывая эмоционально с помощью мимики и жестов героев сказки, дети совместно с педагогом пытаются понять их характер, смысл поступков; анализируют.
Элементы сказкотерапии в конспектах выделены курсивом и состоят из вопросов и воспитательного текста в конце занятия.
3. Инструкция
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В связи с тем, что сейчас в группах встречаются дети разного возраста и уровня интеллекта, в конспектах предлагаются два вида инструкций – для старших детей (подготовительная к школе группа) и для младших детей (старшая группа или дети 6-7 лет с ОВЗ). Тем самым обеспечиваются условия для инклюзивного образования.
Некоторые аспекты работы с развивающими играми
У таких игр, как «Чудо-соты», «Чудо - крестики», «Прозрачный квадрат» В. В. Воскобовича; «Сложи узор» Б. П. Никитина, есть в инструкции контурные изображения фигур, которые ребенок может выложить. Фигуры в них в основном небольшого размера, и бывает очень трудно выбрать нужную. Поэтому было найдено такое решение:
1. Сканирование всех контурных изображений.
2. Переработка каждой из фигур, печать двух изображений
- шаблон фигуры с опорой только на внешние границы, где ребенок сам догадывается, какие детали нужно положить;
- шаблон фигуры с границами внутренних деталей
Ребенку предлагается самому выбрать, каким шаблоном он воспользуется. Затем, как только этот путь пройден, ему предлагается выложить этот образ на столе, глядя на картинку (развивается глазомер ребенка, он учится соотносить образ «издалека» и «рядом»). И самый сложный вариант – когда картинка с изображением висит на доске и ему предлагается выложить данный образ на столе. Поэтому, предложенный вариант в конспекте, может быть изменен на более трудный или легкий. Данный подход позволяет педагогу самому выбрать задание, а ребенку осознать успешность своей деятельности.
Ритуал прощания «Вот и сказочке конец»
В ходе проведения занятий, присутствуют две традиции:
В конце занятия педагог говорит: «Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец». Затем он по очереди показывает на детей, и каждый говорит сам о себе: «Гриша – молодец!», «Саша - молодец» и т. д. это доставляет детям огромную радость.
Затем педагог перечисляет игры, которые были сегодня на занятии, и спрашивает детей, какая игра им понравилась больше всего.
Сказкотерапия по программе С. Макушкиной "Умные игры в добрых сказках". Сказка"Молодильные яблоки". Любая сказка — это путь приобщения ребенка к опыту всего народа. Рассказывая и познавая сказку, помогая герою с помощью развивающих игр, дети получают первые представления о нравственных качествах. Основной смысл занятия - сформировать личностное отношение к категориям духовности и нравственности, помочь реализовать свои знания в оценочных суждениях, выражающих отношения к семейным и духовным ценностям.