Гульнара Панина
Консультация для воспитателей «Семейные ценности и традиции в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейные ценности и традиции в воспитании детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 г. Челябинска»
Публикация «Консультация для воспитателей „Семейные ценности и традиции в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
подготовила:
Панина Гульнара Маратовна
Челябинск 2024 г.
"Семья - эта та самая среда,
в которой человек учится,
и сам творит добро"
В. А. Сухомлинский.
Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
По мнению многих психологов - педагогов в современных семьях присутствуют следующие проблемы:
• Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
• Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
• Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
• Разобщенность между семьей и детским садом.
• В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи.
Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.
Семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Независимо от того, стараются ли сохранить старые домашние традиции, которые дороги маме или папе, или появляется нечто новое, нужно помнить, что детство формирует ребенка на всю жизнь.
Во всем нужно знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих ребенка своей непременной обязательностью, - передают ощущение незащищенности дома.
Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику.
Главное, чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.
Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т. к. прежде, чем попасть в школу, другой коллектив, ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.
Традиция - это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому и нужно возрождать семейные традиции. Они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности, семейных ценностей у старших дошкольников, мы наметили цели:
- повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.
- привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.
Для реализации поставленных целей определили следующие задачи:
• Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.
• Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.
• Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.
• Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи,семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в своей группе, мы строили свою работу в соответствии с особенностями детей, учитывая следующие принципы:
• опора на личный опыт детей, полученный ими в семье
• доступность материала для детей дошкольного возраста
• максимальное привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Разрабатывая план-программу формирования у старших
дошкольников семейных ценностей, необходимо включать разные формы работы, как с детьми, так и с родителями.
Активно используйте в своей работе по взаимодействию с родителями в формировании у детей направленности на мир семьи и семейным ценностям, метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей : от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного.
Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
В рамках семейных художественно - творческих проектов можно реализовать такие проекты, как «Ты взрослый, я - ребенок», «Цветок семейного счастья», «Герб моей семьи». Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.
Большой интерес и активное участие у родителей и воспитанников проявится в творческом проекте «Генеалогическое древо моей семьи». Предметом исследования станет родословная каждого ребенка группы. Цель данного проекта: способствование закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй. Работа над проектом способствует активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей, сплочению семьи. Родители вместе с детьми осознают значимость этой работы. У них сформируется гордость за своих предков, ответственность перед ними и детьми. Дети расширят свой кругозор и интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Данная творческая работа способствует воспитание чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Результатом выполнения данного проекта станет яркая выставка настоящих фамильных «деревьев».
Для того что бы дети больше знали о жизни своих родителей можно предложить конкурс семейные истории. В которых раскроются истории из детства их родителей. Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети могут собирать различный материал, такие как фото из архивов семейных, игрушки родителей, если таковые остались, рассказы со слов родителей, герб семьи и т. д. После этого в группе каждый ребёнок Расскажет о своей семье, своих родителях.
Семейные праздники – особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с близкими людьми.
Можно провести консультацию с родителями о необходимости привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей – помочь ребёнку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол.
Предложить родителям ввести традицию, проводимую один раз в неделю (желательно в один и тот же день недели) «семейный вечер», данная традиция является одним из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью. Хороший семейный вечер – это или общая игра, или ужин всей семьёй, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нём и отложить все другие дела. Для помощи родителям можно дать рекомендации, какие темы, можно обсуждать на семейном вечере : «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение семейной работы», «Прощение других» и т. д.
Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Предложить родителям ввести семейные традиции такие как : «Чтение перед сном», «Читаем всей семьей», «Чтение по очереди». Совместно с родителями можно создать сборник пословиц и поговорок о семье «Кто с семьей дружит - тот живет, не тужит».
В работе с родителями можно воспользоваться рекомендациями Арнаутовой Е,П по использованию в работе с родителями метода игрового моделирования поведения. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может поставить под сомнение собственное представление о ребенке, его семейной принадлежности. Применяя этот метод, можно организовать по пятницам «Вечерние игралки - заседалки», на которых предлагаем родителям различные задания в проигрывании ситуаций: «Успокойте плачущего ребенка, не желающему уступить место пожилому человеку», «Найдите подход к ребёнку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д., либо ситуации, возникшие между детьми. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать комплекс своих воспитательных методов общения с ребёнком, обнаруживают стереотипы в своём поведении, что может способствовать освобождению от них.
Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. На организованных встречах с родителями нужно объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.
Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Очень востребованы и пользуются популярностью такие праздники-досуги как: «Сядем рядком, да поговорим ладком», «Нет роднее дружка, чем родная матушка», «Папа, мама и я- спортивная семья» и др.
Также в группах можно создать семейный музей. Музей семьи – специально спроектированная интерактивная образовательная среда, в пространстве которой решаются задачи формирования у детей направленности на мир семьи; содержит предметы (экспонаты, несущие определенную историческую ценность для отдельно взятой семьи, отражающие жизнь конкретной семьи в совокупности индивидуальных проявлений в различных сферах деятельности. Музей семьи, являясь педагогическим по своей сути, определяет музейную среду как образовательную. Тематика данного проекта может быть разнообразной, например, как «Вот оно какое, семейное лето!», «Большая книга сказок о маме», семейные сказки «Из уст – в уста», выставки «Игрушки детства родителей», «Бабушкины куклы», «Семейные реликвии» и др. Также в музее можно выставить семейные коллекции : «Марки России», «Календарики», «Монеты», «Новогодние игрушки» и др. Коллекционирование способствует расширению кругозора детей по вопросам, связанным с семьей; обеспечивает развитие у ребенка познавательных интересов к миру семьи. Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствовали зарождению и функционированию музея семьи.
В формировании семейных ценностей и сплочённости детей с родителями можно предложить ещё одну работу, как «Фото-коллажи», «Фото - репортажи» на темы : «Мир детства мам и бабушек» (пап и дедушек, «Активный отдых с внуками», «Папа, мама и я – вазовская семья», «Папа, мама, брат (сестра) и я- здоровая семья!» и т. д. ; ежемесячные выпуски тематических «Семейных журналов» : «Хобби моей семьи», «Традиции моей семьи», «Самый интересный семейный выходной», «Самая дружная семья – моя!» и др.
Проводимая нами работа с родителями по взаимодействию формирования у дошкольников направленности на семью, семейные ценности должна способствовать:
• Сохранению семейных ценностей, уважения к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияло на позитивные взаимоотношения в семье.
• Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.
• Повышению компетентности родителей в вопросах семейного воспитания. Восстановлению преемственности семейных поколений.
• Получение детьми необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.
• Обмен опытом семейного воспитания и традиций.
• Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
А главный результат, нашей совместной работы это - усвоение детьми вечных ценностей : милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла.