Дарья Кашкурова
Консультация для воспитателей «Сам себе я массажист» и исследовательский проект «Волшебные точки здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сам себе я массажист»
Детский самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком.
Цель самомассажа заключается в профилактике простудных заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей. На ладони человека находится множество важнейших, биологически активных точек. Делая массаж определенной части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сам себе я массажист“ и исследовательский проект „Волшебные точки здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Массаж. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. При выполнении самомассажа должны выполняться правила: руки и тело должны быть чистыми, мышцы должны быть максимально расслаблены, массажные движения должны быть аккуратными и плавными. При проведении самомассажа используют ряд приё мов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев. Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения.
Существует множество текстов, стихотворений, проговаривая которые педагог показывает на себе массаж той или иной части тела, а дети за ним повторяют движения в соответствии с текстом.
Например, самомассаж, охватывающий несколько частей тела «Лиса» :
А вот и лиса – всему лесу краса!
У лисы голова, голова, голова…
У лисы лапы, лапы, лапы…
У лисы бока, бока, бока…
У лисы хвост, хвост, хвост…
Лиса павою похаживает,
Шубку рыжую наглаживает!
Или например, самомассаж, охватывающий одну часть тела:
Массаж ладоней «Ёжик» :
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.
Сюда же относится и пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока», «Этот пальчик – дедушка…»и т. д.
Массаж можно делать себе не только с сопровождением текста, но и используя предметы, которые найдутся у каждого под рукой.
«Сухой» бассейн. Игры в «сухом» бассейне способствуют психоэмоциональному развитию ребенка. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружая свои ладони в безопасные «волны». Наполнить такой бассейн можно бусинками, пуговицами, деталями конструктора Лего, семенами различных растений, речным песком, орехами, крупой, мелкой речной галькой и т. д. В нем можно рисовать дорожки, находить различные предметы на ощупь или, например, рассортировать фасоль и горох.
Разные по жесткости зубные и одежные щетки используются для массажа кистей рук и предплечья.
Прищепки применяем для пальчикового массажа. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
—Но я же играю с тобою, малыш!
—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
Рукавицы из разных видов ткани.
Игрушечные машинки.
Ребристые и гладкие карандаши. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.
Бумага разной фактуры. Сминая бумагу в комочки и катая их между ладонями, можно «лепить снежки большие и маленькие», а затем разгладить скомканные в шарики листы бумаги.
Пластилин, занятия лепкой.
Массаж рук колечками. Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем на каждый пальчик правой. Надевая, называем пальчики: большой, указательный и т. д.
Массаж шишками, грецкими орехами: Катать два ореха между ладонями; прокатывать один орех между ладонями; удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
Массаж ладоней массажными мячиками.
Массаж с разными крупами и бусами. Перебирание круп или бусинок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.
«Путешествие по телу». А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием подручных предметов – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме. Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.
В этом учебном году я реализовываю проект «Волшебные точки здоровья», в котором с детьми осваиваем точечный массаж. Подробнее об этом виде самомассажа я расскажу вам позже, по итогам реализации проекта.
«Волшебные точки здоровья»
Цель: Сохранение и укрепление психического и физического здоровья, приобщение дошкольников к основам ЗОЖ через точечный самомассаж.
Задачи: 1. Формирование интереса детей к правилам здровьсберегающего поведения;
2. Приобщение детей к сохранению и укреплению физического здоровья детей через точечный самомассаж;
3. Формирование умения снимать эмоциональное и мышечное напряжение.
4. Привитие навыков элементарного самомассажа.
Время проведения: октябрь 2018 г. - апрель 2019 г.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели старшей группы.
Руководитель проекта : инструктор по физкультуре Кашкурова Д. С.
1 этап – подготовительный
1. Постановка целей, определение актуальности проекта.
Изучение содержания проекта Раскрытие новых эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни, изучение и внедрение новых методик по оздоровлению детей.
2. Разработка и написание планов-конспектов, заучивание текстов. Создание базы для проведения мероприятий.
2 этап – творческий
1. Вступительная беседа с детьми о предстоящей работе.
2. Беседы с детьми: «Как устроено тело человека»;
«Что я знаю о своем теле»;
«Что нам помогает быть здоровым»;
3. Изучение точек здоровья на своем теле. Показ активных точек в иллюстрациях.
Игра «Найди и обведи волшебные точки»
4. Разучивание с детьми приемов самомассажа, пальчиковой гимнастики: «Домик едет по тропинке», «Пальчики здороваются», «Рукавичка», «Тили-тили, тили бом!», «На комод забрался ёжик», «Обезьяна расчесывается» и других.
5. Консультация для педагогов : «Сам себе массажист»
6. Консультация для родителей : «Здоровый ребенок-успешный ребенок».
7. Создание картотеки: «Игровой массаж» : 1. Альбом активных точек. 2. Картотека пальчиковой гимнастики. 3 Картотека схем массажа. 4. Картотека схем самомассажа. 5. Циклограмма самомассажа.
8. Применение и закрепление детьми полученных знаний в режимных моментах.
3 этап - заключительный
1. Проведение физкультурного досуга «Волшебные точки здоровья».
2. Составление фотоколлажа «Я хочу здоровым быть!»