Людмила Ильченко
Консультация для воспитателей «Роль пальчиковых игр в речевом развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Ильченко Л. Н., логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №55
«Дельфинёнок», г. Майкоп.
Каких только методик ни придумали педагоги, чтобы помочь детям овладеть запасом слов, но самый главный и надёжный в этом деле помощник- детская рука!
Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг. Чем свободнее владеет своими пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему так важны грамотно выстроенные детские игры. Для развития детской психики очень важна мелкая моторика. Исследования показали, что развитие памяти интеллекта в большей степени зависит от развитости мелкой моторики ребёнка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль пальчиковых игр в речевом развитии“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое внимание на развитие активной речи ребёнка. Около трети всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Проверенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой опыт : просили ребёнка показать один пальчик, два, три (сделай вот так, показывали). Детям которым удавалось повторить изолированное движение пальцев, о них судили, что они хорошо говорят. И, наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них вялые, ватные, не делают отдельных движений. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики кисти рекомендуется следующие виды деятельности:
*наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
*наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;
* цветные клубочки ниток для перематывания:
*деревянные игрушки (отобрать пирамиду, матрёшку. Сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т. д.);
* мозаика по возрастающей сложности;
*нанизывание бус, бисера, пуговиц;
* пособия по застёгиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
* набор верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
* набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия;* дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп
* вязание, шитьё, вышивание;
* лепка из глины, пластилина и солёного теста ;
* игра «Театр пальчиков»;
*работа со скрепками.
Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, 5 минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребёнка.
Во время проведения каждой из игр, воспитателям нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности.
Главное- чтобы игра бала в радость. Воспитателям нужно помогать пальчиками правильно показать скороговорку, посоревноваться в выкладывании образов из спичек; помочь заучить стихотворение с помочью спичек; объяснить задания для пальчиков на бумаге, переключить внимание ребёнок на другую игру, если он устал от предыдущей и т. п. Для того чтобы ребёнок, дети могли правильно говорить воспитателям хочется порекомендовать игры, способы для развития речи ребёнка.
Например, чтобы дети лучше «почувствовали» буквы попробовать их вырезать из бархатной бумаги. Дети любят разговаривать на «секретном» языке. Придумывать вместе с детьми свой пальчиковый алфавит (делать буквы из пальчиков). Загадать с его помощью буквы, затем составить слова, а позже можно с помощью такого алфавита обмениваться фразами.
Также можно предложить детям рисовать на стекле и холодильнике (маркером,
Использовать магнитную азбуку.
Обычные буквы можно вылепить из пластилина, солёного теста. А если подключить фантазию, то можно вылепить буквы – образы, буквы игрушки.
Скороговорки всегда можно «переложить на пальцы», т. е. придумывать поначалу несложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять.
В процессе над скороговоркой можно менять интонацию, темы, ритм, громкость.
Это поможет развить речь детей, их координации, почувствовать ритм и подготовить руку к письму. Игровые разминки лучше проводить в кругу (в начале или в середине занятия).
«Моя семья»
Раз,два, три,четыре! Хлопки на счёт
Кто живёт в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! Хлопки на счёт.
Всех могу пересчитать: Поочерёдное поглаживание
Папа, мама, брат, сестричка, (массаж) всех десяти пальцев.
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!
С помощью спичек предлагается выкладывать различные фигуры, предметы.
(см. приложение).
Хочется также предложить игры с орехами (грецкими). Они направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речь.
Орехи можно вращать между ладонями (один или два); перекатывать по тыльной стороне каждой ладони; удерживать поочерёдно между пальцами рук и т. п.
Приложение: