Надежда Бородулина
Консультация для воспитателей «Речевые игры и упражнения для развития фонематического восприятия, речевой сноровки у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушатся условия для дальнейшего полноценного развития ребенка. Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста- это игра, естественная среда его развития. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты. Игра помогает пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения, расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков, повысить познавательную активность и работоспособность, активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. В коррекционной работе с детьми всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес, именно поэтому так велика роль стихов, считалок, скороговорок, потешек в детских театральных играх и упражнениях. В качестве наглядного материала могут служить различные предметы, игрушки, картинки. Словесные игры имеют коррекционное значение, они способствуют успешной компенсации недоразвития фонематического слуха, развивают чувство ритма и рифмы, обогащают вербальную память и обеспечивают речевую сноровку у детей. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата.
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевые игры и упражнения для развития фонематического восприятия, речевой сноровки у детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Предлагаю вам несколько речевых игр-упражнений, которые можно использовать в своей работе. Перед знакомством с игрой нужно рассмотреть картинки, назвать предмет, изображенный на ней, поиграть в игру: «Покажи», быстро называть предмет, а ребенок показывает его. Можно использовать магнитную доску и указку. Детям очень нравится работать с указкой, показывать картинки.
«Рядом» - автоматизация звука [с]
Эти карточки можно использовать для игры: «Назови одним словом?»
(на классификацию предметов)
Рядом с маслом сыр и колбаса.
Рядом с ласточкой ястреб и сова.
Рядом с лисой слон и собака.
Рядом с капустой чеснок и редиска.
Рядом с абрикосом ананас и слива.
Рядом с креслом скамейка и стул.
Рядом с автобусом самосвал и самолет.
Рядом с миской стакан и кастрюля.
Рядом с квасом сок и настойка.
Рядом с костюмом сарафан и косынка.
Рядом с осой сверчок и стрекоза
«Я шагаю» - автоматизация звука [ш]
Я по камешкам пошел
И ракушку там нашел.
Я по травушке пошел
И лягушку там нашел.
Я по бревнышку пошел
И букашку там нашел.
Я по морюшку пошел
И рыбешку там нашел.
Я по морюшку пошел
И рыбешку там нашел.
Я по полюшку пошел
И воробышка нашел.
По опушке я пошел
И гармошку там нашел.
Я шагаю, я шагаю,
На гармошке я играю.
Я шагаю и пою,
Хорошо в родном краю!
«Около» автоматизация звука [л]
Около лодки лыжи и белка.
Около свеклы стол и тарелка.
Около яблока флаг и козел.
Около ласточки лук и осел.
Около дятла мыло и голубь.
Около платья лампа и желудь.
Около пугала волк и пила.
Около ландыша слон и пчела.
«Слоговички» - автоматизация звука [л]
Пи-пи-пи, ла-ла-ла-
Получается. пила.
Иг-иг-иг, ла-ла-ла-
Получается…игла.
Пе-пе-пе, нал-нал-нал-
Получаеся… пенал.
Стек-стек-стек, ло-ло-ло-
Получается… стекло.
Сед-сед-сед, ло-ло-ло-
Получается… седло.
Ще-ще-ще, гол-гол-гол-
Получается… щегол.
Фут-фут-фут, бол-бол-бол-
Получается… футбол.