Елена Владимирова
Консультация для воспитателей «Развивающий диалог»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Развивающий диалог в программе «От рождения до школы».
Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи.
Именно в развивающем диалоге рождается новое совместное решение.
Какие задачи стоят перед педагогом?
развитие личности ребёнка обеспечить развитие самого диалога
Публикация «Консультация для воспитателей „Развивающий диалог“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Поведение детей:
Не развивающий диалог :
- «угадывание» правильного ответа, потому как взрослый задает вопрос;
- стремление ответить правильно, страх ошибиться.
Развивающий диалог :
- активно включаются в диалог;
- выражают свое мнение, не зная «правильное» оно или нет.
Позиция педагога:
- инструктирует
педагог, носитель готового знания;
- интерпретирует
дирижёр «слышит голос ребенка».
Основные признаки развивающего диалога :
- проблемная ситуация;
- дети активно включаются в диалог (задают вопросы, поддерживают беседы, детям интересно мнение других, проявляют свое отношение к сказанному, высказывают и аргументируют свое мнение);
- использование новых слов;
- появляются суждения (дети начинают рассуждать, мыслить).
Как сделать диалог развивающим :
педагог – модератор:
- ставит проблему;
- с помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;
- не прерывает и не торопит детей;
- не дает готовых ответов;
- использует противоречия;
- аргументирует свой ответ;
- старается не упустить ни одного ребенка;
- отвечая на вопросы детей, должен ответить так, чтобы его ответ помог ребенку развиваться мыслить рассуждать самостоятельно);
- должен помочь ребенку сформулировать мысль и высказать ее, чтобы группа детей ее поняла.
Что должен учитывать воспитатель :
- интересы и потребности детей;
- опыт;
- возраст;
- индивидуальные особенности детей;
- текущие события в группе.
Образовательные результаты:
- развитие навыков общения, умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности;
- развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения;
- развитие умения соблюдать установленные нормы и правила;
- ознакомление с окружающим миром, развитие речи;
- обеспечение эмоционального комфорта.
Место развивающего диалога в программе «От рождения до школы» :
- во время утреннего круга (10-15 мин.);
- элементы развивающего диалога (во всех режимных моментах) :
на занятии;
в проектной деятельности;
в свободной деятельности;
в игре;
на прогулке;
на вечернем круге.
Как поставить проблемную ситуацию:
- Проблемная ситуация возникает тогда, когда дана цель, а пути достижения ее субъектом не известны.
- Постановка проблемы предполагает видение целостной структуры в пространстве возможностей и противоречий в ней.
Примерные вопросы для обсуждения:
- взрослых нужно слушаться всегда?
- зачем верблюду, который живет в пустыне такая теплая шерсть?
- можно и всегда делать то, что хочется?
- можно перебегать дорогу на красный свет, если нет машин?
- а у моей подружки живет белая крыса дома. Крыса дикое животное или домашнее?
Как поставить проблему?
Диалог не возникнет, если нет проблемы, цепляющей ребенка и заставляющей задуматься ( например: педагог приносит в группу кусок льда и спрашивает, как поместить его в бутылку).
Правила ведения диалога :
- вопросы продумайте заранее;
- не давайте готовых ответов;
- не говорить «не правильно!», показывайте детям, что все их идеи и гипотезы очень интересны;
- поддерживайте детскую инициативу;
- резюмируйте, время от времени, то что было сказано, называя детей по именам;
- позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречий ситуации;
- позволяйте детям самим обсудить, что произошло;
- принимайте на себя различные роли (а вот я думаю так., а я не поняла, что ты хотел сказать.).
Правила для детей:
- говорить по очереди (передавать мячик, микрофон);
- слушать говорящего (а что сказал Вася);
- не повторяться, любые идеи важны;
- отвечать на поставленный вопрос;
- объяснять, почему ты так считаешь.
Показатели успешности развивающего диалога :
- появляется разнообразие (ответов, вопросов, способов взаимодействия между детьми);
- содержание диалога переходит на новый уровень:
охвачено большинство детей;
дети проявляют свое отношение к сказанному;
высказывают свое мнение и аргументируют его;
- возникает диалог между детьми.
Примерные темы развивающего диалога :
- Естественно - научная (как изобразить движение).
- Социальное окружение (мы одинаковые или разные).
- Норматворчество (всегда нужно делиться своими игрушками).
- Совместное планирование (как мы поздравим наших мам на 8 Марта).
- Философское (что такое счастье, как рождаются мысли).
Структура развивающего диалога :
- проблемная ситуация;
- высказывание детьми своего отношения к проблемной ситуации;
- обсуждение проблемы;
- структурирование ответов детей;
- анализ высказываний;
- формирование гипотезы (возможное решение проблемы);
- проверка гипотезы и выводы.
Варианты развития развивающего диалога :
проектная деятельность образовательное событие развивающее занятие