Получи документы

Консультация для воспитателей «Развивающий диалог»

Елена Владимирова
Консультация для воспитателей «Развивающий диалог»

Консультация для воспитателей.

Развивающий диалог в программе «От рождения до школы».

Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи.

Именно в развивающем диалоге рождается новое совместное решение.

Какие задачи стоят перед педагогом?

развитие личности ребёнка обеспечить развитие самого диалога

Публикация «Консультация для воспитателей „Развивающий диалог“» размещена в разделах

Поведение детей:

Не развивающий диалог :

- «угадывание» правильного ответа, потому как взрослый задает вопрос;

- стремление ответить правильно, страх ошибиться.

Развивающий диалог :

- активно включаются в диалог;

- выражают свое мнение, не зная «правильное» оно или нет.

Позиция педагога:

- инструктирует

педагог, носитель готового знания;

- интерпретирует

дирижёр «слышит голос ребенка».

Основные признаки развивающего диалога :

- проблемная ситуация;

- дети активно включаются в диалог (задают вопросы, поддерживают беседы, детям интересно мнение других, проявляют свое отношение к сказанному, высказывают и аргументируют свое мнение);

- использование новых слов;

- появляются суждения (дети начинают рассуждать, мыслить).

Как сделать диалог развивающим :

педагог – модератор:

- ставит проблему;

- с помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;

- не прерывает и не торопит детей;

- не дает готовых ответов;

- использует противоречия;

- аргументирует свой ответ;

- старается не упустить ни одного ребенка;

- отвечая на вопросы детей, должен ответить так, чтобы его ответ помог ребенку развиваться мыслить рассуждать самостоятельно);

- должен помочь ребенку сформулировать мысль и высказать ее, чтобы группа детей ее поняла.

Что должен учитывать воспитатель :

- интересы и потребности детей;

- опыт;

- возраст;

- индивидуальные особенности детей;

- текущие события в группе.

Образовательные результаты:

- развитие навыков общения, умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности;

- развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения;

- развитие умения соблюдать установленные нормы и правила;

- ознакомление с окружающим миром, развитие речи;

- обеспечение эмоционального комфорта.

Место развивающего диалога в программе «От рождения до школы» :

- во время утреннего круга (10-15 мин.);

- элементы развивающего диалога (во всех режимных моментах) :

на занятии;

в проектной деятельности;

в свободной деятельности;

в игре;

на прогулке;

на вечернем круге.

Как поставить проблемную ситуацию:

- Проблемная ситуация возникает тогда, когда дана цель, а пути достижения ее субъектом не известны.

- Постановка проблемы предполагает видение целостной структуры в пространстве возможностей и противоречий в ней.

Примерные вопросы для обсуждения:

- взрослых нужно слушаться всегда?

- зачем верблюду, который живет в пустыне такая теплая шерсть?

- можно и всегда делать то, что хочется?

- можно перебегать дорогу на красный свет, если нет машин?

- а у моей подружки живет белая крыса дома. Крыса дикое животное или домашнее?

Как поставить проблему?

Диалог не возникнет, если нет проблемы, цепляющей ребенка и заставляющей задуматься ( например: педагог приносит в группу кусок льда и спрашивает, как поместить его в бутылку).

Правила ведения диалога :

- вопросы продумайте заранее;

- не давайте готовых ответов;

- не говорить «не правильно!», показывайте детям, что все их идеи и гипотезы очень интересны;

- поддерживайте детскую инициативу;

- резюмируйте, время от времени, то что было сказано, называя детей по именам;

- позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречий ситуации;

- позволяйте детям самим обсудить, что произошло;

- принимайте на себя различные роли (а вот я думаю так., а я не поняла, что ты хотел сказать.).

Правила для детей:

- говорить по очереди (передавать мячик, микрофон);

- слушать говорящего (а что сказал Вася);

- не повторяться, любые идеи важны;

- отвечать на поставленный вопрос;

- объяснять, почему ты так считаешь.

Показатели успешности развивающего диалога :

- появляется разнообразие (ответов, вопросов, способов взаимодействия между детьми);

- содержание диалога переходит на новый уровень:

охвачено большинство детей;

дети проявляют свое отношение к сказанному;

высказывают свое мнение и аргументируют его;

- возникает диалог между детьми.

Примерные темы развивающего диалога :

- Естественно - научная (как изобразить движение).

- Социальное окружение (мы одинаковые или разные).

- Норматворчество (всегда нужно делиться своими игрушками).

- Совместное планирование (как мы поздравим наших мам на 8 Марта).

- Философское (что такое счастье, как рождаются мысли).

Структура развивающего диалога :

- проблемная ситуация;

- высказывание детьми своего отношения к проблемной ситуации;

- обсуждение проблемы;

- структурирование ответов детей;

- анализ высказываний;

- формирование гипотезы (возможное решение проблемы);

- проверка гипотезы и выводы.

Варианты развития развивающего диалога :

проектная деятельность образовательное событие развивающее занятие

Публикации по теме:

Стихотворение «Диалог бабушки и внука» Тема войны - сложный, серьёзный материал в плане подачи его дошкольникам. Рассказывать о событиях тех далёких дней нужно доступными пониманию.

Фоторепортаж «Россия и Польша — диалог культур»Фоторепортаж «Россия и Польша — диалог культур» Фоторепортаж «Россия и Польша - диалог культур» Уже второй год продолжается дружба и сотрудничество между нашим детским садом «Золотая.

Фотоотчет «Диалог поколений»Фотоотчет «Диалог поколений» Как рассказать малышам о Великой Отечественной войне? Этот вопрос часто задаём мы себе. Ознакомление детей с этим праздником нельзя начинать.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Мебель» с применением метода «Проблемный диалог» Добрый день дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы. Представляю вашему вниманию конспект занятия по изобразительной деятельности.

Консультация для воспитателей 1. Наша работа-это творчество. 2. Наш коллектив в ответе за нас, а мы в ответе за свой коллектив. 3. Мы- воспитатели в детском саду. Это не.

Консультация для воспитателей «Общение с родителями» Как подготовиться и провести родительское собрание - Составьте четкий план собрания и придерживайтесь его. - Продумайте содержание каждой.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Моя поэзия для детей о природе: стихотворения «Земляника» и «Диалог о чернике», загадка о каштанеМоя поэзия для детей о природе: стихотворения «Земляника» и «Диалог о чернике», загадка о каштане Уважаемые друзья и гости моего блога! Хочу представить вашему вниманию фотографии удивительных уголков природы моего края,которые и вдохновляют.

Песня «Диалог учителя и ученика» Песня «Диалог учителя и ученика» ("Давай никогда не ссориться") 1. - Ну что ж не готов к уроку ты? Почему, почему? И хлопоты все.

Песня «Диалог учителя и ученика» Песня «Диалог учителя и ученика» ("Давай никогда не ссориться").1. -- Ну что ж не готов к уроку ты? Почему, почему? И хлопоты все мои.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развивающий диалог»
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 16:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД