Елена Ивановна Гуцул
Консультация для воспитателей «Развитие зрительно-пространственного восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных психофизических особенностей, состояния здоровья, запросов и потребностей самого ребёнка, семьи, общества.
Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие зрительно-пространственного восприятия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Зрительное восприятие – это очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении человека. Акт зрительного восприятия связан с обнаружением объекта, выделением и различением его признаков: яркость, контраст между светлым/ярким/темным, цвет, контур, форма, размер, местоположение в пространстве, местоположение в окружающем мире, отдельные детали объекта. На основе этого комплекса признаков, их анализа и синтеза формируется зрительный образ, который принято считать образом-эталоном. В результате аналитического и синтетического сличения с эталоном осуществляется категоризация, то есть соотнесение образа, соответствующего воспринимаемому объекту, к определенной категории. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.
Известно, что восприятие активно развивается в первые годы жизни ребёнка, подготавливая почву для формирования психических процессов более высокого порядка, в том числе речи. При нормальном развитии ребёнка зрительное восприятие в дошкольном возрасте становится более произвольным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Зрительное восприятие занимает ведущее место среди других перцептивных процессов.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребёнка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь расширяет представления ребёнка об окружающей жизни. Овладение ребёнком речью в определённой степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коммуникативной деятельности.
Речь же, в свою очередь, перестраивает процесс восприятия, поднимает его на более высокий уровень - обобщённости и категоризации. Это дало возможность предположить, что у детей дошкольного возраста несформированность речи может быть связана с дефектами зрительного восприятия и зрительно-предметных образов, т. к. ведущим анализатором сложной нервно-рецепторной системой, воспринимающей 80% всей информации, является зрение.
Дошкольный возраст - это период подготовки ребёнка к очень важному этапу в его жизни - обучению в школе. Поскольку зрение в этом возрасте является основным каналом получения информации об окружающем мире, то от уровня развития зрительно-пространственного восприятия зависит качество усваиваемых воспитанниками знаний. В следствии несформированности зрительно-пространственного восприятия задерживается формирование образов реального мира, представление ребёнка об окружающем становится ограниченным, отмечаются затруднения формирования причинно-следственных связей, задерживается развитие словаря, возникают трудности в грамматическом оформлении речи. Недостаточность зрительно-пространственного восприятия отрицательно влияет на формирование общего речевого статуса.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции зрительно-пространственного восприятия у детей обусловлено тем, что его развитие играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственные различения предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительной памяти свойственны не всем детям. Дети с ОНР - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для развития зрительно-пространственного восприятия.
При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей с ОНР в школе возможны такие трудности, как:
- трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушение соотношения элемента, путание сходных по конфигурации букв, цифр;
- плохое запоминание конфигурации букв при чтении, и соответственно, медленный темп; угадывание букв, пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного;
- возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
- плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник).
Поэтому, необходима специальная работа с детьми, имеющими низкий показатель зрительно-пространственного восприятия. Задания, направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия, включаются в структуру занятий по формированию правильного звукопроизношения, развития лексико-грамматического строя речи и связной речи и предъявляются детям последовательно (с усложнением, проводятся в системе с подгруппой и индивидуально.
В логопедической работе целесообразно применять такие, на первый взгляд, совсем простые игры и игровые упражнения, которые успешно помогают в развитии у детей зрительно-пространственного восприятия.
В своей практической деятельности я использую следующие игры и игровые упражнения:
1)"Что изменилось?", "Что пропало?" - используются предметные картинки;
2)"Посмотри, запомни, назови";
3)"Нарисуй узор";
4)"Собери цепочку" - по образцу из геометрических фигур;
5)"Найди фигуру" - направлена на закрепление сенсорных навыков (цвет, форма);
6)"Подбери фигуру" - детям предлагается соединить линией овощ (фрукт) и геометрическую фигуру, на которую он похож по форме;
7)"Найди и назови" - направлена на повторение и закрепление обобщающих понятий, предлогов пространственного значения над, под, между. Дети усваивают понятия, как верхний, средний, нижний ряд, справа, слева.
8)"Кто (что) слева?", "Кто (что) справа?";
9)"Назови семью животных" - детям предлагают выбрать картинку животного и подобрать круг такого цвета, чтобы соответствовал окраске животного. В данном игровом упражнении дети учатся образовывать качественные прилагательные.
10)" Разложи по порядку"
11)"Что спряталось?", "Кто спрятался?";
12)"Что перепутал художник?".
Для закрепления оптического образа букв я применяю такие игровые упражнения:
1)"Найди и назови букву";
2) Рисование букв на песке, на манной крупе;
3) Выкладывание букв из палочек;
4) "Живые буквы" - телопластика;
5)"Буквенный конструктор" - конструирование букв из элементов;
6)"Допиши букву";
7)"Найди элементы заданной буквы" - используются карточки с элементами букв. Логопед называет одну из изученных букв и даёт задание детям закрыть кружочками все элементы, которые составляют эту букву.
8)"Найди букву" - логопед предлагает детям найти заданную (изученную) букву среди других.
9)"Найди букву в рисунке".
Таким образом, целенаправленная коррекционная работа по развитию зрительно-пространственного восприятия позволяет научить узнавать, называть, различать реальные предметы и их изображения, не только уточнять, расширять и активизировать словарь ребёнка в рамках определённой лексической темы, но и овладеть специфическим словарём, развивать грамматический строй речи, связную речь, активизировать функции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, что непременно приведёт к успешному обучению грамоте.