Анна Морозова
Консультация для воспитателей «Характеристика и развитие игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика и развитие игры
Игра - это основой вид деятельности дошкольника.
Отойдите! Я - машина!
И внутри меня - пружина!
И с утра всегда она
на весь день заведена.
Я несусь по коридору.
задевая тетю Дору.
я столкнулся с тетей Варей.
Невозможно без аварий!
Э. Мошковская.
Активность в формах предметной деятельности перестает быть основной для познания мира. Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. Почему дети играют?
Публикация «Консультация для воспитателей „Характеристика и развитие игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Спенсер считает, что ребенок играет, т. к. существует некоторый избыток сил (энергетическая характеристика). Вообще молодым особям свойственно играть, т. к. у них есть энергетический потенциал, не расходуемый ни на что серьезное. Они расходуют его на совершение бесполезного - уничтожение избытка сил.
• А по мнению З. Фрейда в игре воплощается стремление ребенка стать взрослым.
• Бюлер и Штерн утверждали, что игра ребенка - это бесполезная деятельность, в которой он стекает свою энергию.
• Другие исследователи считали, что игра - это предупражнение.
Итак, игра - это полезная форма активности, которая воспитывает у ребенка определенные функции, и готовит его к будущей жизни.
Функции игры :
• символический характер игры (Ж. Пиаже). Для настоящей игры дошкольника характерно то. что под одним действием подразумевается другое, под одним предметом - другой. В игре дети организуют свой опыт.
• игра - средство общения детей, средство обмена информацией. Комфортно чувствуя себя в игре, дети непосредственно и полноценно общаются между собой.
• игра способствует свободному выражению чувств ребенка, и именно она помогает ребенку выражать свои чувства. С помощью игры ребенку становится доступным то. что трудно понять с помощью слов или выразить словом. В игре ребенок выводит на поверхность свои чувства, получает возможность посмотреть на них со стороны, и либо научиться управлять ими либо отказаться от них. Игра также помогает контролировать ситуацию, управлять чувствами.
• Играя, ребенок учится выполнять действия взрослых притом, что от него никто не требует обязательного получения результата. Игра - это воплощение ориентировочной деятельности. Ведь основной мотив игры - сам процесс выполнения действия. В игре ребенок «прорабатывает» роли взрослых, овладевая их содержанием, и тем самым, проходит первую школу социального научения.
• В игре можно сделать то. что не возможно в реальной жизни. Ребенок удовлетворяет потребности, на которые социум, накладывает запрет. В игре взрослый не контролирует ребенка, он может сделать то, что ему хочется - ребенок свободен.
Формы игры :
1. Физические, активные.
2. Конструктивные - развитие iQ - подготовка к взрослой жизни, но определенные сферы. Имеется в виду спортивно-двигательные формы.
3. Но есть особые формы активности, когда ребенок принимает на себя определенную роль, играет от чужого имени.
Внимание психологов привлекает особая форма игра - сюжетно-ролевая.
Игра появляется на определенном уровне развития общества. Низкий уровень - игры конструктивные и физические (примитивное общество). Игрушка тоже возникла на определенном уровне развития - достижение зрелости ощества. Дети начали играть, когда в обществе произошло разделение труда (сложное) и люди в обществе вступили в сложную систему отношений. Т. е. ребенок оказывается в ситуации, когда человек отчуждается от продукта труда (включается в сложную систему деятельности, когда действия его теряют собственный смысл).
Раньше человек занимался трудом для того, чтобы себя обеспечить. Все усложняется - усложняется и система отношений. Ребенок маленький не может понимать эту систему отношения. Ребенок постигает эту систему отношений в сюжетно-ролевой игре: ребенок моделирует реальную жизнь - это -
• способ познать систему отношений,
• войти в нее (попробовать в модели).
Характеристика сюжетно-ролевой игры :
Структура:
• сюжет
• роль
• игровое употребление предметов
• содержание
• ролевое (игровое) действие
• отношения ролевые и реальные
1. Сюжет - это те события, которые ребенок обыгрывает.
2. Содержание игры - это система отношений, которая обыгрывается.
Например, отношения помощи (поддержки) могут быть обыграны в семейной ситуации, в школьной ситуации; в ситуации «руководитель - подчиненный», «врач - больной».
Событийный пласт игры виден сразу. Чтобы понять, что дети обыгрывают, нужно некоторое время за ними наблюдать.
Во всех руководствах по развитию ролевой игры рекомендуется обогащать сюжетную линию. Но никогда не говорится о необходимости освоения различных систем отношений ( например: «Он не послушался. Как мы его накажем?»). В игре можно обогащать опыт не только событийно, но и в отношениях,
3. Роль - та позиция, которую занимает ребенок в системе отношений, социального взаимодействия, тот образ, от имени которого ребенок исполняет ее.
4. Игровые действия - позволяют проявлять социальную позицию, которую ребенок занял.
5. Игровое употребление предметов - использование предметов- заместителей. Предметы, как физическое тело, могут быть любимы (любимая кукла, но использоваться в качестве одновременно орудия труда («сейчас кукла - это молоток, потому что мне нужно забить гвозди»)-
6. Ролевые отношения - отношения, обусловленные ролью. Здесь обязательно присутствует это эмоциональный компонент.
Маленький ребенок не может отстроиться от реальной ситуации (в ' 'разведку" можно взять только настоящего друга). Но уже в 7 лет дети научаются вступать в отношения над реальными ситуациями.
Развитие сюжетно-ролевой игры :
1. Развитие сюжета - происходит за счет обогащения событийного ряда.
2. Содержание - в начале дошкольного возраста (в 3-4 года) ребенок выхватывает только один момент из событийного ряда. Эти фрагменты существуют изолированно. Дети могут проигрывать их, не соблюдая логической последовательности события.
Выстраивание событий в логический ряд свидетельствует об овладении системой причинно-следственных связей.
Изменение содержания отношений развивается следующим образом :
• в первую очередь, семейные отношений,
• затем возникают профессиональные сюжеты, системы отношений.
• в зрелых формах игры могут быть открыты высокие отношения политического характера (например, игры в войну - противостояние больших классов людей).
3. Развитие роли
• Роль с самого начала ребенком не осознается, т. к. не называется.
• Затем копируется образ, но пока что от своего имени («Ты кто сейчас?» -«Я - Наташенька»).
• В 6-7 летнем возрасте ребятишки уже точно знают, в кого они играют и очень ответственно подходят к выбору роли. Роль начинает осознаваться и оцениваться партнерами и самим ребенком по успешности выполнения.
Наблюдается и процесс половой идентификации (мальчик уже не соглашается быть мышкой).
Принимая социальною позицию, ребенок принимает определенную систему правил. В игре ребенок вступает в систему добровольного подчинения правилам (впервые). Это оборачивается развитием произвольности (произвольность - одно из новообразований 7 лет).
4. Игровое действие - сначала копируется действие взрослого (очень близко к предметно-орудийному действию и важно сделать точно такое же действие).
В зрелой игре орудийные действия перестают играть такую важную роль. Игровые действия с предметами сокращаются до символического сходства. На первый план выступают действия из системы отношений. Ситуация обозначается символически, воспроизводится система отношений (например, разговоры).
5. Игровое употребление предметов.
С самого начала, когда ребенок принимает на себя роль, ему для этого нужны предметы. Когда ребенку важно воспроизвести точно действия взрослого, для него очень важно иметь похожие предметы.
В дальнейшем предметы усложняются, происходит их замещение, что свидетельствует о развитии знаково-символической функции.
Игрушки должны иметь возможность быть разными (для этого нужно у кукол делать стертое лицо - «лицо без лица», чтобы ребенок мог дорисовать в каждой ситуации определенное выражение лица)
6. Развитие отношений.
Вначале ребенок проигрывает только реальные, существующие отношения. Далее, с развитием отношений у него появляется возможность встать над реальностью.
Взаимоотношения в игре:
• 2-2,5 года - неорганизованное поведение,
• 2,5-3 года - одиночные игры.
• 3-4 года - игра рядом,
• 4-5 лет - кратковременные объединения,
• 5-7 лет - длительные объединения играющих.
Параметры игры Младшие (3-5 лет) Старшие (5-7 лет)
1. Сюжет Отображение трудовых действий взрослого То же и отражение отношений между людьми
2. Количество ролей 1-2 7-10
3. Правила игры Не осознаются Устанавливаются сами
4. Игровые
действия Однообразные (1-3) Много свернутых и развернутых, жесты, слова
5. Появление новых игровых ситуаций С помощью взрослого С помощью взрослых и само-стоятельно
6. Объединение игр Невозможно Возможно
7. Игровой
материал Использование готовых предметов и игрушек Готовые и самодельные, за-меняющие в плане воображе-ния
8. Продолжительность Кратковременные: в 3-4 г. 10-15 мин. ; в 4-5 дет - 40-50 мин. Долговременные: несколько часов и даже несколько дней
9. Предварительное планирование Нет Есть
Условия (предпосылки) возникновения игры :
• наличие предметных (орудийных) действий,
• наличие разных впечатлений,
• умение ребенка подражать действиям взрослых,
• наличие переноса действий с одного предмета на другой,
• роль взрослых.
Итак, игра привлекательна для ребенка:
* мотивационно (побудительная сила стимулирует - все функции развиваются,
* в игре ребенок развивает все свои способности (память, произвольность, поза и др.).
* ребенок осваивает причины человеческого поведения через моделирование системы отношений. В результате появляется одно из новообразований -обобщение переживаний, развивается система аффективных состояний, их осознание (чувства и переживание). Это происходит благодаря тому, что ребенок играет в системы отношений и называет свои чувства.
Объективация - момент в развитии ребенка, когда его состояние ощуущается, называется, начинает осознаваться квалифицированно.