Любовь Тенькова
Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений»
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения. В данной консультации я расскажу о применении игр и упражнений на развитие речи и мышления на практике.
По требованиям ФГОС задачами речевого развития являются :
• Овладение детьми речью как средством общения
• Обогащение активного словаря
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• Развитие связной, диалогической и монологической речи
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
• Знакомство с книжной культурой, разными жанрами детской литературы
Игры на развитие речи и мышления мы проводим во все режимные моменты: утром, на прогулке, в организованной образовательной деятельности, в вечернее время. Игры проводятся как индивидуально, так и фронтально или по подгруппам.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.
В среднем дошкольном возрасте детей нужно продолжать учить диалогической речи, приучать охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их, поддерживать стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Также мы продолжаем воспитание культуры общения : формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, встречать гостя, общаться с ним.
Формированию навыков диалогической речи способствуют пересказы литературных произведений, беседы по содержанию прочитанного. Беседа по тексту должна включать не только вопросы по содержанию произведения, но и упражнения по выразительному пересказу диалогов.
Успешно овладение диалогической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний. Эффективным методом развития диалогической речи являются игры.
Рекомендовано включить в работу:
1. Словесно-дидактические игры.
Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.
2. Театрализованные игры
Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.
3. Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры.
4. Подвижные игры
Подвижные игры, содержащие диалоги, способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.
5. Игры парами
Игры парами предназначены непосредственно для формирования диалога : работая в паре, дети не могут обойтись без общения. Проделанная работа подтвердила, что игры парами выступают как эффективный прием влияния взрослого на умение детей общаться со сверстником диалогически.
Необходимо выбирать те игры, основу которых составляет диалог. В таких играх ребенок учится не только правильно вступать в разговор, но и вести его и заканчивать, а также он учится передавать голосовые интонации для уточнения характера героя, от имени которого он ведет диалог.