Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством»

Ольга Бондаренко
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие ребенка в ранний период жизни зависит от взрослых. Замечательно, если родители и воспитатели наполнят жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатят его жизнь. А что может духовно обогатить ребенка? Народное поэтическое слово.

Педагоги Ушинский К. Д., Тихеев Е. И., Флерина Е. А., Усова А. Н., писали о значении устного народного творчества. Они неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средство воспитания культуры речи детей, которые помогают развивать у них чутье к звуковым красотам русского языка, так как фольклорные произведения образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. Очень прост поэтический язык малых фольклорных форм, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы. Все это расширяет их словарный запас, и развивает речь детей. Также устное народное творчество способствует и социально- эмоциональному развитию детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством“» размещена в разделах

Народное творчество- это клад для развития ребенка, его речи и памяти, ведь в фольклоре много звукоподражания (это развивает слуховой аппарат, загадок, которые развивают логическое мышление, множество потешек о животных, временах года, что развивает память и знание детей. Шуточные песенки, скороговорки, небылицы помогают поднять настроение и успокоить ребенка. Известный исследователь детского фольклора Виноградов Г. С., заметил, что весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». С помощью фольклора не только передаются представления о нравственности, о жизни, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей : помогает координировать движения, вызывает радостные эмоции, развивает речь, учит преодолевать страх.

Давно уже доказано: чем раньше начинаешь говорить с малышом, чем чаще это делаешь, тем быстрее и правильнее начинает говорить он сам. С помощью устного народного творчества взрослому легче установит с ребенком эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Детский фольклор способствует активному общению взрослого и ребенка. Интересное содержание, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. При отборе произведений для работы с детьми следует соблюдать ряд принципов:

-возрастные особенности;

-доступность содержания;

-познавательная и нравственная значимость;

-на основе подобранного материала формирование умения чувствовать окружающий мир;

В своей работе мы широко используем малые фольклорные формы, которые помогают во время адаптации. Так как в период привыкания к новой обстановке детки скучают по маме, все вокруг незнакомое, не могут, а иногда и стесняются общаться с детьми и взрослыми. Выразительно рассказанная и правильно подобранная потешка, спетая песенка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Ведь народом накоплено множество потешек и песенок, позволяющих вставить любое имя например:

- Кто у нас хороший?

-Кто у нас пригожий?

-Мишенька-хороший!

-Мишенька-пригожий!

Слышав спокойный голос, который успокаивает ребенка, называет его ласково по имени, настроение малыша меняется.

Утром во время тяжелых расставаний с родителями встречаем детей с яркими красочными игрушками, потешками и песенками. Кошечка, зайчик, петушок и другие игрушки в сопровождении веселой песенки переключают внимание детей с грустных мыслей. Песенки, потешки, прибаутки помогают и при проведении режимных моментов: прием пищи, одевание, причесывание, умывание, укладывание на время сна.

Например, при умывании читаем потешку:

-Ручки мыли? –Мыли.

-Щечки мыли? –Мыли.

-Все помыли, ничего не забыли?

-И теперь мы чистые, зайчики пушистые.

Дети легко и быстро запоминают такие простые и веселые потешки и с радостью проговаривают их вместе с воспитателем. Ласковая, колыбельная песенка помогает при первом укладывании спать. Успокаивает его, а со временем дети начинают сами подпевать эти песенки.

Знакомство с новыми потешками начинается с чтения, а затем рассматриваем картинки, игрушки героев. Рассказываем о персонажах потешки, их особенностях, объясняем новые слова.

Работа по ознакомлению с фольклором нужно проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире. Если мы разучиваем потешку о каким-либо животном, нужно вспомнить, где живет, о их детенышах, повадках, та же самая работа проводится и над потешками о природе и человеке. Эта работа развивает речь детей, словарный запас и знание детей об окружающем мире.

С удивительным педагогическим тактом народ ведет ребенка от простых игровых потешек к сложным образам сказок. Трудно себе представить мир без сказки: детство и сказка-понятие неразделимое.

В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определить свое место в жизни, усвоить морально-этические нормы поведения в обществе. Дети легко понимают сказки. Они удерживают внимание ребенка, развивают любознательность, вырабатывают усидчивость.

Рассказывая детям сказку, необходимо обеспечивать их активность во время слушания: предложить выполнять имитационные движения (малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка, как ее тянут-потянут и т. д.); можно использовать разные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, показ картинок на фланелеграфе); побуждать к инсценировке отрывка из сказки.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как относиться к тому или иному сказочному персонажу: лиса-хитрая, петух-герой и т. д. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом.

Таким образом, сказка является нашим верным помощником в развитии речи и формировании нравственных качеств детей.

Наша задача- вызвать интерес детей к народной культуре и с помощью народного творчества развивать познавательную и речевую активность.

Вместе с приобщением к русскому фольклору в души маленьких детей по капельке входит любовь к нашей земле, к истории и искусству народа, к родным и близким, к самим себе и к России.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади»Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади» Материал может быть полезным воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством»
Опубликовано: 19 января 2020 в 12:26
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бондаренко (УИ 1421071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД