Юлия Одинцова
Консультация для воспитателей «Развитие познавательных способностей дошкольников с использованием естественных наук»
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоциональная сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к вещам, предметам и явлениям окружающей действительности.
Важнейший фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс изучения естественных наук.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие познавательных способностей дошкольников с использованием естественных наук“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. В д/с воспитание у детей познавательных способностей ведется по средствам наблюдений, занятий, экскурсий, чтения х/л, организации труда и работы с родителями.
Мы знакомим детей с живой и неживой природой, социальными явлениями. Детям обычно уже знакома смена времен года. Мы подробно знакомим их с каждым сезоном.
Зимой холодно, но бывают оттепели. Чем они отличаются от весны? Тем, что это только краткий период тепла. Зима еще не кончилась, значит снова будет холодно.
Трава, деревья, птицы знают об этом, поэтому не появляются почки на деревьях, не возвращаются из теплых стран ласточки. Когда оттепель закончилась напомним детям, что мы это предвидели.
Детей дошкольного возраста интересует все, что его окружает. Стоит обратить его внимание на какой-либо предмет - и он тут же начинает выяснять, для чего он, из чего сделан и т. п.
Наблюдая за снегопадом, дети отметили, что снег падая на одежду, не тает. А на ладошке снежинки сразу же превращаются в воду. Почему? Нужно стараться отвечать не только на все детские вопросы, но и дать возможность поразмышлять. А вы как думаете почему? Рассматривая в лесу вырванный с корнем пень, дети задают вопрос: для чего они? Нужно объяснить, когда это был не пень, а большое дерево, корни кормили его. В корнях есть много маленьких трубочек, по которым из корней к стволу и листьям течет вода и питает дерево. Интересно, а есть ли корни у травинки? Осторожно выдергиваем травинку из земли и видим, что у нее тоже есть корни, только маленькие. Затем сравниваем другие части, находим сходства и различия между деревом и травой. Очень важно возбуждать у детей интерес к привычным для них вещам.
Например, летом наблюдать за одуванчиком, сколько интересных открытий мы сделали с детьми! Одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок; на душистый запах цветка слетается много насекомых; семена его легкие, как парашютики. Закрепили свои наблюдения, выучив стихотворение "Одуванчик".
Знакомя детей с домашними и дикими животными, сообщаем, что домашние животные живут с человеком. Он заботится о них, заготавливает корм, строит жилища. И животные ему помогают: корова дает молоко, курица яйцо, баран шерсть, свинья мясо. Лошадь перевозит грузы, собака сторожит дом, кот ловит мышей и т. д.
Дикие животные живут в лесу или в поле или в пустыне. Они сами добывают себе пищу, строят жилье.
Знакомя детей с окружающим миром надо чаще использовать сравнение.
Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет новые качества, свойства,
Так, на вечерней прогулке, наблюдая за небом, можно предложить детям вспомнить, какое оно было утром, отметить изменения. Интересны и познавательны сравнения животных, птиц, растений. Это повышает наблюдательность детей, обеспечивает более сознательное усвоение знаний. Ознакомление с живой природой прививает ребенку первоначальные биологические представления.
Первоначальные физические представления складываются у детей благодаря знакомству с неживой природой. Не мало интересных экспериментов можно провести с песком. Предложить детям взять камушек, поднять на небольшую высоту и опустить в песок. Он упадет, вырыв в песке небольшую ямку. Теперь, тот же камушек поднять выше и снова опустить - ямка будет больше. Объясняем, что падая с большой высоты, камушек разгоняется сильнее, значит с большой силой ударяет по песку и ямка глубже. Не употребляя физических понятий "энергия", "масса", слов "сильнее" и "тяжелее" будет вполне достаточно.
Еще одно явление, с которым можно познакомить дошкольников - плавание тел. Надо взять таз с водой и различные деревянные и металлические предметы: ключ, ложка, спичка,
иголка и т. д. После эксперимента дети сами должны сделать вывод: какие предметы тонут, какие плавают.
Интересны и познавательны опыты по растворению веществ в воде (соль, сахар). Растворив в стакане воды соль (сахар, спросить детей, значит ли это, что соль (сахар) совсем исчезли? Конечно же нет. Ведь вода стала соленая (сладкая). Ознакомление с физическими явлениями попутно служит и знакомству со свойствами разных материалов. Одни твердые - металл, дерево, камень. Если на них нажать они не изменят своей формы. Другие мягкие: пластилин, бумага, вата, они легко меняют форму при нажатии. Некоторые материалы выдерживают даже очень сильное давление (стекло, фаянс) - значит они твердые. Но вот назвать прочными их нельзя, они легко бьются. Материалы могут изменять свою форму под влиянием различных условий, например температуры (пластилин твердеет на холоде и размягчается в тепле).
Знакомство со свойствами воздуха, воды, почвы наиболее эффективно проводить во время целенаправленных игр со специально подобранными предметами, например: бег с парусом, с вертушкой, протягивание лодочки сквозь толщу воды. Все эти и многие другие знания помогают развивать у детей познавательные интересы, способности, которые отражают в играх, рисунках, рассказах и других видах деятельности. Они обеспечивают всестороннюю готовность каждого ребенка к практической деятельности, направленную на сохранение и рациональное использование природы. Только знания эти должны быть систематичными и прочными, т. к. они основа активности детей. Не даром народная мудрость гласит - "любить, значит знать". На многие детские вопросы: почему земля круглая? Отчего движутся облака? Почему идет снег? Какие бывают молнии?. - помогает дать ответ книга "120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких". Так же много интересного, познавательного материала можно взять из журналов "Юный натуралист", энциклопедия "Я познаю мир", "Свет и жизнь", "Солнечные зайчики", "Линзы", "Магниты и их свойства", "Полезные ископаемые", "Тело и вещество", "Час, минута, секунда", "Сутки, неделя, месяц, год", "Как образуется туман, роса, дождь", "Круговорот воды в природе", "Изучение космоса", "Планеты солнечной системы", "Солнце - звезда".