Бружева Мадина
Консультация для воспитателей «Разнообразие речевых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Разнообразие речевых игр
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Разнообразие речевых игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.
В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в основные виды: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры.
Развитие речи, несомненно, тесно связанно с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а также чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь ребенка. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей.
Хотелось бы остановиться на словесных играх. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. здесь требуется использование приобретенных раннее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи : описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам и т. д.
Основная цель словесных игр для малышей – развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стихотворения, добиваться понимания и значения слов, правильного их произношения. Воспитатель младшей группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихотворение. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной, и в тоже время спокойной. Большую требовательность следует предъявить к жестам, мимике. Кто не замечал, как маленькие дети быстро реагируют на выражение лица воспитателя! Вот воспитатель широко открывает глаза от удивления, и так же широко открываются глаза у детей. Воспитатель сделал грустное лицо – и у всех детей на лицах грусть. Сидеть и стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому ребенку казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть.
Игры в младшей группе: ладушки, про сороку, на птичьем дворе, воробушки и автомобиль, поезд и т. д. пальчиковые игры.
У всех игр в младшем возрасте имеют цели: соотносить действия со словами потешки, стихотворения; правильное произношение звуков; развитие слухового внимания, развитие речевой активности; соотносить слова с действиями пальцев – развитие речевой, умственной и двигательной активности.
Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает к попытке самостоятельно найти ответ, наблюдая явления и производя действия с различными предметами. Он учит детей сравнивать предметы по цвету, величине, форме правильно называть их признаки; во всех видах игр поощряет активное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь. В средней группе воспитатель проводит словесные игры, основываясь на представлениях об окружающем. Он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре чаще поручается, то одному, то другому ребенку.
Игры в средне группе: где мы были мы не скажем, а что делали покажем; воробушки и автомобиль, гуси – гуси, зеркало добавь слово, что потом? когда это бывает? и т. д. пальчиковые игры.
В среднем возрасте игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Детям старшего дошкольного возраста свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам – наблюдая явления природы, общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, дети старшего дошкольного возраста приобретают в меру своих возможностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного развития и помочь им при обучении в школе.
Все игры подразделяются на несколько видов, например:
- игры, развивающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: похож – не похож; кто заметит больше небылиц и т. д.
- игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: отвечай быстро, назови три предмета, охотник, вершки – корешки и т. д.
- игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание : испорченный телефон, летает – не летает, краски, фанты, дополни предложение, найди рифму и т. д.
МБДОУ детский сад комбинированного вида №8
воспитатель Бружева М. М.