Алла Тучкова
Консультация для воспитателей по познавательному развитию «Роль педагога в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей по познавательному развитию
по теме: «Роль педагога в речевом развитии дошкольников» Разработала: воспитатель 1 категории Тучкова А. К.
Уважаемые коллеги!
Публикация «Консультация для воспитателей по познавательному развитию „Роль педагога в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
(слайд 2) Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина) Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Попробуйте пообщаться друг с другом без употребления слов (проводится общение). Легко ли вам было понять друг друга? Я думаю, что не очень,и это притом, что мы с вами взрослые и опыта у нас больше, для того, чтобы догадаться, что нам хотели сказать.
Что нам необходимо для общения? (речь) А что нужно, чтобы началась речь (слова) Так вот речь - совокупность многих слов.
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А. Ф. Кони).
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности.
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции.
(слайд 3) Проблема развития речи является одной из актуальных. Речевое развитие – процесс сложный, творческий. Для того чтобы человек говорил правильно и красиво, начинать его надо с дошкольного детства.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (по данным Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой).
При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир
узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Следователь
но, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
(слайд 4) Коллеги! Мы с вами помним, что речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ включает в себя некоторые задачи:
«…владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомств о с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Поэтому среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Здесь дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.
Я думаю, все из нас замечали, как многие дети с удовольствием делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но если вы попросите составить рассказ об этом событии, ребенок возьмется за это с неохотой. И дело вовсе не в том, что он не обладает необходимыми знаниями в этой области, а просто потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, красиво и связно лишь единицы из нас.
(слайд 5) Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных задач работы воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Культурная и грамотная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Они задают детям образцы правильной литературной речи.
Я думаю, что все знают, что одним из основных механизмов овладения детьми дошкольного возраста родным языком является подражание.
М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования
Культурные и методические требования к речи педагога строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.
(слайд 6) Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.
Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:
1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам.
2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.
4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности
7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
(слайд 7) Чтобы выразить какую-то мысль надо, чтобы речь была связной между собой, а не имела много слов не связанных по смыслу. Поэтому и к педагогу предъявляются следующие требования к связной речи и ее лексики – грамматическому оформлению:
- Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;
- Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;
- Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
- При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
- Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, грамматически - правильная, т. е. хорошую дикцию.
- Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.
- Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
- Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).
- Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
- В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
В исследованиях Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста, отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию, дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
(слайд 8) Случается, что в своей деятельности педагоги допускают по разным причинам ошибки.
Типичные ошибки педагогов в подготовке и проведении речевых занятий :
- Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей (речевая активность педагога должна составлять 1/3, а не наоборот);
- плохо спланированное занятие;
- в поставленных речевых задачах не хватает конкретики ( например: обогащать словарь детей и всё, нет перечисления конкретных слов);
- быстрая потеря интереса детей к занятию (было установлено, что на 5 минуте занятия у 15% детей снижается внимание, на 7-й – у 20%, через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);
- воспитатель преимущественно активизирует речь тех детей, которые более умелые в пересказе, рассказе, у них богатый словарный запас или они более уверенны, или открыто требуют к себе внимания;
- незнание педагогом методики проведения речевых занятий (методики пересказа, заучивания стихотворений, рассказа по картине и т. д.);
- нежелание педагога пополнять пробелы в знании методик, саморазвиваться.
(слайд 9) Так же не все педагоги выполняют требования к связной речи и допускают ошибки:
- Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
- Невнятность произношения;
- Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию); Повышенная громкость голоса (преходящая в крик).
- При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
- Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- Нарушения лексики – в грамматическом оформлении;
- Употребление в речи слов – паразитов;
- Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
- Произнесение слов с неправильным ударением;
- Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);
- засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
- В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей;
- Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.
- Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.
- Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
(слайд10) В настоящее время мы видим, что дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Проблема современного образования состоит в том, что параллельно с общепринятыми словами уже даже дошкольники использует «замусоренную речь». Что это такое? В нашей речи все чаще стали появляться слова, загрязняющие и делающие непонятной нашу речь. Их можно поделить на четыре группы:
- Обеднение лексического запаса слов, спад творческой мыслительной активности. Происходит замена исходных слов грубыми заменителями: бриллианты - «брюлики», телефон- «труба» и т. д.
- Жаргонизация речи, использование уголовной лексики. Русский язык сегодня криминализирован, например: срубить бабок; лох; отморозок; оторвись по полной; тебя просто разводят; впаривать любую дрянь; разборка;
- Использование ненормативной лексики в бытовом общении, СМИ и т. д. Нельзя признать нормальным частое присутствие мата в художественной литературе, в кино, в театре. В телесериалах, в ток-шоу, даже в речи известных людей можно услышать подобные выражения
- Использование в нашей речи иностранных слов.
(слайд 11,12) Поэтому давайте стремиться к тому, чтобы наши дети при выходе из детского сада имели богатый, красивый, разнообразный, грамматически правильный багаж разговорной речи. Для этого в ДОУ должны быть созданы условия успешного речевого развития.
Условия успешного речевого развития :
1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
- педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- педагоги побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь педагогов четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- педагоги обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Педагоги поощряют детское словотворчество.
(слайд 13) Так же стоит знать некоторые правила для успешных педагогов :
-- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождётесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
-- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
-- Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности очень часто. Через 5 лет станет легче.
-- После проведения образовательной деятельности просмотрите конспект ещё раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям и замените его одним более точным.
-- Речь взрослых выступает для ребенка, речь которого изначально формируется в общении с родителями, а позднее активно развивается.
-- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
-- Не стойте на месте - саморазвивайтесь!
Не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников.
Поэтому каждый педагог должен сам вырабатывать такие технологии своей деятельности, которые будут гарантировать отличные достижения дошкольников и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
А сейчас я предлагаю вам немного отвлечься и поиграть:
(слайд 14) Игра 1:«Ромашка»
Цель: активизировать деятельность педагогов; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.
Ход игры:
По очереди отрывать лепесток ромашки, на которой написан вопрос.
1. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая).
2. Какие умения развиваются в диалоге (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста).
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).
4. Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя).
5. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
6. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)
7. Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа).
8. Изложение прослушанного произведения (пересказ).
(слайд 15) Игра № 2: «Каждое слово замени противоположным и получи название сказок»
Пес без шапки - Кот в сапогах
Красные усы – Синяя борода
Красивый цыпленок – Гадкий утенок
Серебряная курочка – Золотой петушок
Черная туфелька – Красная шапочка
(слайд 16) Игра № 3: «Расшифруйте русские народные сказки»
На карточках написан набор слогов. Это зашифрованы русские народные сказки:
кашечрохав («Хаврошечка»,
боклоко («Колобок»,
зоркомо («Морозко»,
очвокамйюд («Дюймовочка»,
дыродйом («Мойдодыр»,
гукароснеч («Снегурочка»,
комерет («Теремок»,
щеинакатар («Тараканище»,
ржахико («Жихорка»).
(слайд 17) Игра № 4: «Прочитай скороговорку»
На карточках записаны скороговорки надо прочитать медленно, быстрее, быстро.
Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
Лезут козы в грозу в лозу — лозу козы в грозу грызут.
Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
Оператор копировального аппарата ксерокопировал скопированное.
(слайд 18) Игра № 5:«Шуточная викторина!»
Вопрос: Кто из героев сказок мог дать такое объявление?
1.«Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину»
(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)
2.«Несу золотые яйца. Дорого!» («Курочка Ряба» из р. н. сказки)
3.«Отмою всё!» («Мойдодыр» - из сказки К. И. Чуковского)
4.«Нашедшему ключ из драгоценного золотого металла гарантирую вознаграждение!».
(Буратино из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»- А. Толстого.)
5.«Отнесу пирожок вашей бабушке!» («Красная шапочка»- из сказки Ш. Перро.)
(слайд 19) Игра № 6: «Отгадай-ка»
Отгадать загадки:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют – кто в лес, кто … (по дрова) !
Ребята слушать их не станут:
От этих песен уши … (вянут) !
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет … (до корней волос).
(слайд 20) Игра № 7:«Составьте правильно пословицу»
Лень человека кормит, а труд портит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Выловишь из пруда рыбку и не без труда.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Душа вместе, так и на месте вся семья.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Один раз отмерь, семь - отрежь.
Памятка для родителей
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
Желаем удачи!