Надежда Каплюк
Консультация для воспитателей «Коллаж: первые шаги к творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
Не для кого не секрет, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. Именно поэтому у каждого ребёнка очень рано рука тянется к карандашам и краскам. В творчестве малыш выражает себя, своё восприятие мира и представление о нём.
Поэтому мы и используем в своей работе различные техники и приёмы для развития творческих способностей детей. Одним из таких приёмов является коллаж. Этой технике в своей работе я уделяю особое внимание.
Публикация «Консультация для воспитателей „Коллаж: первые шаги к творчеству“» размещена в разделах
- Коллаж
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Что же такое коллаж? Если перевести дословно с французского – это наклеивание. Коллаж – это сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, расположены в плоскости и объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.
Коллажи бывают изобразительные: аппликация, рисования, пластилинография. Фото коллаж – панно из фотографий, связанных по смыслу. Так же коллаж может быть выполнен из вырезанных иллюстраций из журналов, силуэтов сказочных персонажей и другое.
Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс. Коллаж – это своеобразный тренажёр, необходимый для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Это школа развития мышления, поиска нестандартных решений, неожиданных смысловых и визуальных ассоциаций. Это школа развития конструкторских организаторских навыков, мелкой моторики руки, воображения, фантазии.
Основной характеристикой коллажной работы является возможность соединения различных цветов, различных фактур и материалов, различных по своей смысловой окраске элементов.
Детям доставляет огромное удовольствие работать в этой технике. Начинать работу можно с самых маленьких – первой младшей группы.
Любознательность и творческая активность – необходимые условия развития творчества. Если ребенок любознателен, то он получает много впечатлений. На этом этапе задача взрослого сделать эти впечатления разнообразными и полными. Например, при знакомстве детей с различными фактурными материалами, можно проводить ассоциации и аналогии (вата – шерстка зайчика, пушистый снег, облака; клеенка – вода, стена дома, лед на речке; нитки – провода, лучи солнца, густая трава. Какого же значение коллажа в психофизиологическом развитии детей. В процессе работы над коллажем происходит разностороннее развитие ребенка: а) физическое развитие – развитие двигательных навыков, физическая работоспособность, мышечные и тактильные ощущения. б) так же интеллектуальное развитие – совершенствование сенсомоторного восприятия и воспроизведения, развитие мышления. в) и конечно же личностное развитие – развитие коммуникативных качеств, умений выражать свои чувства, впечатления, настроение через продуктивную деятельность.
Что нужно для того чтобы подготовить рабочую поверхность для коллажа. Выбираем основу коллажа : планшет, магнитную доску или фланелеграф, фактурный материал. Поддержать и развить у детей интерес к коллажу помогут разнообразные техники его изготовления на магнитной доске или куске старых обоев, отрезе ткани и т. д. Для индивидуальных коллажей можно использовать планшет с липкой поверхностью. Для этого необходимо приобрести двусторонний скотч или ворсистый материал, (ковролин) которыми обклеивается поверхность планшета. Главный принцип устройства такого планшета - липкая поверхность. Имеющиеся в продаже магниты разнообразных форм, цветовой гаммы, тематики (фрукты, машинки, животные) позволят создать настоящую картину, а недостающие детали или фон вы можете дорисовать маркером. К сожалению, коллажи, выполненные с помощью магнитов, недолговечны – дети почти сразу принимается разбирать произведение по частям. Поэтому устроить вернисаж из таких коллажей невозможно. К несомненным плюсам магнитных коллажей можно отнести доступность, простоту использования и возможность предоставить магниты для свободной деятельности. Не ждите, что, манипулируя магнитами, ребенок сам создаст картину. Помогите разглядеть ее в хаотично разбросанных предметах, так же с детьми можно создавать коллаж на планшете и с помощью паралоном или ватных шариков. Еще один вариант основы коллажа - фланелеграф. Раньше фланелеграфы изготавливались из ворсистой фланели, натянутой на лист фанеры. В качестве фланелеграфа также можно использовать однотонные шерстяные шарфы или махровые салфетки. Не забудьте ко всем объемным деталям будущего коллажа прикрепить «липучки», которые позволят деталям крепко держаться на поверхности фланелеграфа. Предлагая ребенку разные основы для создания коллажа (планшет, магнитную доску, фланелеграф, разнообразные изобразительные средства (поролон, вату, каштаны, магниты, ткань и т. д., вы обогащаете его чувственный опыт, даете возможность экспериментирования с различными материалами, тем самым создавая предпосылки для развития творческого воображения.
Как же подготовить рабочего места? Приготовленную для работы основу можно расположить по-разному: прикрепить к мольберту, доске. Важно, чтобы его центр был на уровне лица ребенка: так легче дотянуться до любой части рабочей поверхности. Можно разместить основу на столе, а рядом положить материал для работы. Итак, рабочее место готово. Теперь главное - заинтересовать ребенка предстоящей работой, зарядить эмоционально, поделиться замыслом. Для этого нам помогут песенки, стихи, игры, сюрпризные моменты. Основное требование в работе с коллажом это : ребенку должно быть удобно, например, (по мере развития ловкости пальцев в качестве изобразительных средств предлагайте детям ватные диски, бумажные розетки из-под печенья (начните собирать их заранее, крупные фасолины, толстые коктейльные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета. Выбор изобразительных средств зависит от сюжета картины. Для придания коллажу художественной завершенности можно «припорошить» свободное пространство на основе любой крупой, обрезками цветного поролона, бумаги или сухоцветом. Важно помнить: используемый материал должен быть удобен и безопасен для ребёнка, а мелкие детали картины - прочно укреплены на рабочей поверхности, чтобы они не попали в его руки. В более старшем возрасте предложите на выбор более широкий набор материалов. Возможно, юный художник отдаст предпочтение одной цветовой гамме, или его привлекут только твердые украшения: фигурные макароны, желуди. Расширяя круг художественных материалов, предлагая самостоятельно выбрать украшения, взрослый создает условия для первоначального экспериментирования.
Придумывая тему будущего коллажа, привлекайте детей к наблюдениям. Определить замысел, выбрать яркий образ будущей картины, понятный и близкий ребенку, задача непростая. Здесь необходимо учитывать и жизненный опыт детей, настроение, интересы, пристрастия, и время года. Самые доступные для детей темы коллажа : поляна или клумба с цветами, разбросанные на берегу реки камешки, листопад, ковер из разноцветных листьев, летящие снежинки, упавшие с яблони и раскатившиеся яблоки, падающие на ладошку капли дождя, лес и т. д. Все это во время совместных наблюдений на прогулке откроет для ребенка взрослый: обратит внимание, покажет, объяснит.
Так постепенно дети накапливают жизненный опыт, а вместе с ним различные эмоциональные переживания. Это и отразится в сюжетах его будущих картин. Детям, работающим в технике коллажа предстоит освоить пространство основы, поэтому главный композиционный принцип первых коллажей - хаотичность, разбросанность художественных объектов: листиков, снежинок, цветочков и т. п. Располагая их на поверхности всего листа, ребенок осваивает протяженность пространства, его объем, и оно постепенно «раскрывается» перед ним.
Как только ребенок научится самостоятельно приклеивать детали, располагая их по всей поверхности планшета, - смело переходите к следующему этапу. Следующий этап освоения пространства листа - создание сюжетов с более сложной организацией пространства. Дошкольник растет и каждый день узнает, как связаны предметы между собой, что их связывает, где они могут находиться. Теперь, в среднем и старшем возрасте, выбирая сюжеты для коллажа, обращайте внимание детей на соотношение предметов или частей изображения. Такой опыт наблюдений позволит от сюжетов с хаотичным расположением объектов перейти к сюжетам с локализацией предметов в определенном замыслом месте: «Птички на дереве», «Рыбки в аквариуме», «Яблоки около корзинки», «Ягодки на ветке» и др. Именно в таких сюжетах можно увидеть настоящую композицию. Итак, от первых сюжетов, в которых предметы располагаются произвольно по всему пространству основы, не спеша, переходите к следующему типу сюжетов: предметы в зависимости от замысла располагаются то рядом с чем-то, то вверху или внизу. Постепенно осваивая пространство, приступайте к более сложным сюжетам, к работе на еще более ограниченном пространстве (в контуре предмета). Изобразительной деятельностью в технике «коллаж» мы с детьми занимаемся давно. В своей работе используем коллективный коллаж. Это - когда все дети группы работают над созданием единой коллективной композиции, связанной единой темой на одной плоскости. Мною с детьми выполнены следующие работы: коллаж в технике пластилинография «Деревья осенью», декоративное рисование «Дымковские барышни» (акварелью, «Снегири на ветке», и аппликация «Корабли на рейде».
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что деятельность по изготовлению коллажа является интересной, захватывающей, увлекательной для детей. Дети учатся планировать свою работу, обдумывать замысел сюжета, выбирать изобразительно-выразительные средства, учатся договариваться между собой о планируемой совместной работе и экономично подходить к используемому материалу. А также могут давать элементарную оценку не только своим работам, но и работам других детей. В результате формируется уважительное отношение к результатам детского творчества не только у детей, но и у родителей. А детские работы можно использовать в оформлении группы, учреждения и детского уголка творчества дома в повседневной жизни, на праздниках и досугах.