Ирина Кольцова
Консультация для воспитателей «Педагогические условия развития познавательной активности детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – это самая благоприятная пора, во время которой ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. В этот промежуток растут потребности ребенка в знаниях, активно развивается его познавательная деятельность.
Познавательная деятельность в данном возрасте – это обогащение знаний детей об окружающем мире. Для детей 2–3 лет уже характерно прослеживается использование собственного опыта действий и имеющихся знаний.
Публикация «Консультация для воспитателей „Педагогические условия развития познавательной активности детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Очень важно, чтобы именно в этом возрасте родители и педагоги группы детского сада помогли обеспечить соответствующее возрасту психомоторное развитие, развитие словарного запаса для установления контактов со сверстниками, дали толчок для развития интеллектуально-познавательной деятельности. Важно позаботиться о развитии таких качеств, как умение наблюдать, внимательно слушать, рассматривать.
Ранний возраст – это именно то время, когда следует использовать любой подходящий случай (беседа, прогулка, чтение книг и т. д., способствующий развитию познавательной активности детей (Н. М. Аксарина, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская).
Как отмечают исследователи, ведущей деятельностью малыша до трех лет является предметная деятельность. Именно в процессе предметной деятельности ребенок знакомится с окружающим миром, развивается его познавательная активность.
Рассмотрим понятие познавательной активности: познавательная активность – это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально – эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
В возрасте 1–3 лет дети активно знакомятся с окружающим их миром, назначением предметов, способами взаимодействия с ними. Познавательная деятельность ребенка в этом возрасте является ведущей, так как занимает большую часть всего времени детей. Ранний возраст характеризуется стремлением ребенка активно познавать мир, экспериментировать с различными предметами: рассматривать их, разбирать, воздействовать ими на другие предметы. Таким способом он открывает для себя новые свойства и качества предметов.
Д. Б. Эльконин отмечает, что в совместной со взрослым деятельности происходит знакомство ребенка с окружающими предметами, их назначением, качествами и свойствами. Затем у детей появляется тенденция к повышению активности и экспериментированию, исследованию, стремлению удовлетворить свои желания. То есть познавательная активность ребенка развивается в связи с процессом накопления жизненного опыта ребенка и стремлением открыть и усвоить новое из окружающей действительности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования характеризует следующими особенностями познавательную активность:
развитие у детей раннего возраста любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательно – исследовательской деятельности, сенсорное развитие, развитие воображения и творческой активности.
Также дети раннего возраста должны познакомиться с объектами окружающего мира, их свойствами, отношениями, учиться сравнивать и выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, уметь устанавливать простейшие связи между ними, делать простейшие обобщения.
Уровень активного познания у ребенка начинает повышаться преимущественно в возрасте 2–3 лет. В это время дети стремятся получить как можно больше информации об окружающем мире, использовать накопленный опыт в познавательных процессах, начинается развитие активной речи, поэтому дети начинают обращаться с различными вопросами к взрослым, чтобы удовлетворить возрастающие познавательные потребности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ребенок раннего возраста активно интересуется окружающими предметами и действует с ними. Он эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Также знает назначения бытовых предметов, умеет ими пользоваться, понимает речь взрослых и при необходимости может сам обратиться к нему за помощью. Активно интересуется поведением взрослых и сверстников, стремиться подражать им и воспроизводить увиденные действия в игре.
Однако познавательное развитие не происходит само по себе, его нужно развивать и направлять родителями, педагогами, воспитателями. А сделать это можно, соблюдая педагогические условия для организации и развития познавательной активности детей.
Родители и воспитатели должны позаботиться об обеспечении разносторонней деятельности в раннем возрасте, многообразии форм общения и познания. Активно познавая мир, ребенок стремится получить знания о нем. А для познания мира необходимо взаимодействие со взрослыми. Поддерживая интерес ребенка ко всему новому, можно стимулировать познавательную активность детей. Так ребенок получает необходимые знания об окружающем его мире, развивается.
Следовательно, задачи воспитателя должны включать в себя знакомство с различными способами исследования объектов окружающей среды, стимулирование любознательности и совместное экспериментирование. Для их решения нужно соблюдать педагогические условия, то есть организовать процесс воспитания и обучения, направленный на развитие познавательной активности.
Определим и охарактеризуем педагогические условия для развития познавательной активности детей в возрасте от 2 до 3 лет.
1. Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, отвечать потребностям детского возраста. Она способствует развитию игровой, познавательной, исследовательской и творческой, двигательной активности всех воспитанников, способствует созданию условий для экспериментирования, повышению эмоционального благополучия дошкольников, создает возможность для самореализации малышей.
Воспитатель должен обновлять игровую среду новыми игрушками, материалами, создавать условия для двигательной активности детей.
Все пространство группы делится на зоны – «уголки», в которых представлено различное количество развивающего материала: игрушки, развивающее оборудование, материалы и инструменты для творчества, легкодоступные детям. Это могут быть уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения, книжный уголок; уголок конструирования, уголок природы, уголок рисования, уголок экспериментирования.
2. Использование интегрированных занятий в процессе обучения и воспитания. Это второе педагогическое условие, предполагающее использование различных образовательных областей в процессе обучения и воспитания детей, проведения непосредственно образовательной деятельности. Использование всех образовательных областей подразумевает, что они будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
3. Обеспечение самостоятельности ребенка при выполнении игровых занятий. В процессе проведения игр и занятий, педагог должен обучать детей не только общепринятому употреблению предметов, но и исследовательскому отношению к ним. В дальнейшем ребенок, который видел, как можно использовать предметы, начнет играть самостоятельно, переносить известный ему предмет в другие, новые условия и изменяя свои действия. Педагог лишь может подсказать, как это сделать, сохранив ощущение самостоятельности ребенка. При нахождении в группе детского сада, у ребенка должна быть организована возможность действовать по своей инициативе, выбирать нужный и интересный ему игровой материал, использовать его в разных вариантах.
Воспитатель должен создать простые и понятные всем детям правила поведения в группе, установить границы нежелаемого и желаемого поведения детей. Для выполнения своих замыслов дети должны чувствовать поддержку взрослого. Также в процессе обучения и воспитания, педагог должен откликаться на просьбы ребенка о совместной деятельности, проявлять терпение к ситуативным высказываниям ребенка, тактично указывать на ошибки и возможности их исправления.
4. Использование игр, направленных на развитие познавательной активности детей. Игра – это жизненная потребность ребенка, направленная на всестороннее развитие ребенка. С помощью игры ребенок знакомится с окружающим миром, развивается его сообразительность, речь, настойчивость. Для развития игровой деятельности детей раннего возраста необходима поддержка воспитателя либо как участника игры, либо как наблюдателя и создателя игровой среды.
Познание окружающего мира – это неотъемлемая часть детской деятельности. Первые годы жизни – самый важный для ребенка период жизни, во время которого закладываются все важные человеческие особенности: познавательная деятельность, воображение, любознательность, интерес к окружающему. В то же время это самый поддающийся педагогическим воздействиям период по причине недостаточного опыта, навыков, знаний, представлений об окружающем мире у детей.