Елена Александровна Юрина
Консультация для воспитателей «Пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней для развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, играют на компьютере. Они редко делают что-то своими руками: современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).
Публикация «Консультация для воспитателей „Пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней для развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр теней своими руками
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Прекрасным средством для развития речи и мелкой моторики является пальчиковый театр, театр ручных теней и прирученных зверей, тактильный театр, который можно изготовить своими руками. Дети с увлечением рассказывают хорошо знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Кот, лиса и петух и другие, используя пальцы).
Пальчиковый театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а, играя, познаёт окружающий мир. Он состоит из фигурок, надеваемых на пальцы руки взрослого или ребёнка. Фигурки выполняются из разных материалов: дерева, керамики, ниток, ткани и даже бумаги.
Начинать знакомство с пальчиковым театром можно с полутора-двух лет.
В работе с пальчиковым театром существует два этапа. Первый этап это когда роли и чтение сюжета берёт на себя взрослый – родители или воспитатель детского сада. Здесь дети выступают только как зрители. Единственное, что можно использовать из активизации зрителя – это вопросы в зал, типа: - ребята, а вы любите мороженое? Или – а куда убежала лиса? И так далее. Первые занятия с пальчиковым театром должны проходить чисто как театральные представления. Из них дети узнают правила и традиции театрального искусства, порядок действия и так далее.
Вторым этапом работы с пальчиковым театром можно назвать этап, когда в игру включаются дети, непосредственно как участники действия. Они играют роли, озвучивают их, учат стихи и тексты. Дети – актёры. Поначалу, ребятам достаточно доверять маленькие несложные роли тексты. Затем понемногу усложнять.
Театр ручных теней – один из самых простых видов теневого театра. Для его оборудования и проведения нужны самые обычные предметы: настольная лампа и экран – большой лист белой бумаги или ткань (простыня). Если в комнате светлые стены, представление теневого театра можно показывать прямо на стене.
Актёр – человек, показывающий театр ручных теней, размещается между зрителями и экраном. Если комната небольшая и зрители сидят на низких стульчиках, артист тоже садится. Если комната большая и зрители находятся далеко, артист может стоять. Главное, чтобы зрители хорошо видели теневые силуэты на экране и при этом не очень высоко поднимали голову.
Лампу нужно поставить на высоту рук человека, показывающего спектакль (на стол, стул или стопку книг, и загородить ширмой, чтобы свет не падал в глаза зрителям.
Важно знать! Чем ближе к лампе располагаются руки артиста, тем крупнее тень на экране. Однако чем меньше силуэт, тем он чётче и выразительнее. Нужно прорепетировать.
Для теневого спектакля совершенно не обязательно дожидаться темноты. Театр ручных теней можно устроить и при дневном освещении. Для этого нужно смастерить экран из бумажной кальки или тонкой папиросной бумаги, наклеив её на раму – деревянную (пластиковую) или самодельную картонную. Такой экран нужно разместить против окна (на столе, сесть сбоку за экраном и показывать теневые силуэты.
Для самых первых теневых представлений достаточно одного-двух силуэтов и сопровождения показа звукоподражанием. Не забывайте включать в такие «диалоги» детей.
Тактильный театр представляет собой картонные прямоугольники, с одной стороны которых наклеен мех либо ткань различной текстуры, с обратной стороны – изображение сказочного персонажа.
Лисичка: с одной стороны – рыжий мех, с обратной нарисована мордочка лисы.
Заяц: с одной стороны – белый или серый мех, на ощупь он отличается от предыдущего (ворс более мягкий и короче, с обратной стороны нарисована мордочка зайца.
Ё жик: с одной стороны наклеена наждачная бумага, с обратной – изображение ежа.
Бабка: с одной стороны – мягкая фланель, с обратной – изображение персонажа.
Внучка: с одной стороны – атласная ткань, с обратной – изображение персонажа.
Играя в тактильный театр, дети гладят и ощупывают героев. Также с помощью тактильного театра можно играть в игру «Угадай на ощупь» : дети закрывают глаза, и им предлагается отыскать одного из персонажей театра.
Таким образом, пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней – уникальное средство для развития речи детей дошкольного возраста.